Приморский дайвер-археолог обнаружил старинный английский корабль
04 окт 2007, 09:30
У берегов Приморья археолог-любитель обнаружил судно, которое, возможно, когда-то принадлежало английскому торговому флоту. У историков на этот счет есть своя версия. Но в одном ученые и последователь великого Кусто сходятся: на дне корабль пролежал как минимум 100 лет.
Репортаж корреспондента НТВ Сергея Анцигина.
Гидрокостюм приморскому водолазу Генриху Костину подарил сам Кусто. Именно в нем россиянин до сих пор изучает океанские глубины. За особый интерес к затонувшим кораблям историки называют его подводным археологом.
Поводом для дискуссии стала последняя находка исследователя. На дне залива Петра Великого он обнаружил судно, потерпевшее крушение почти сто лет назад.
Генрих Костин, аквалангист: «Панцирь корпуса был сделан из дерева, здесь есть даже гвозди. Примечательно, что сверху было красное дерево, снизу — тисовое».
Фрагменты корабля Генрих Костин тщательно изучил. Он не сомневается в том, что на дне лежит английский пароход. Многие детали, например, шурупы, сделаны вручную и запатентованы. По словам опытного водолаза, найти образцы китовой кожи, которая раньше считалась уникальным судостроительным материалом, — редкая удача.
Генрих Костин, аквалангист: «Из китовой кожи 100 лет назад делались все детали паровой машины. Все манжеты, прокладки, трубопроводы изготавливались именно из термостойкой китовой кожи».
Погибшее судно находится недалеко от побережья, но дайверам-любителям до него не добраться. Корма лежит на глубине 11 метров, но это сложный участок акватории, он доступен только профессиональным водолазам.
Исследователь считает, что причиной трагедии мог стать сильный ветер. Штурман не виноват, ведь навигационные карты были тогда несовершенны.
Геннадий Турмов, профессор Дальневосточного государственного технического университета: «Экипаж просто не знал конфигурацию берега в этом месте. Тут идет парусный снос, поэтому плавсредство устроилось между скалами и погибло».
Чертеж найденного корабля попал на стол к историкам. В английском происхождении судна они не сомневаются. По их словам, путь к истине лежит через архив. Нужно поднять хронику морских происшествий почти вековой давности.
Пока историки размышляют, Генрих Костин продолжает исследовать морское дно. Он уверен, что якорь вызовет не меньше споров в научных кругах.
Генрих Костин, аквалангист: «Якорь принадлежит японской галере XIV-XVI веков. Она погибла во время боя с местными судами».
По сравнению с якорем английский корабль — совершенно рядовая находка, однако дальнейшее изучение затонувшего судна водолаз бросать не намерен.
По мнению подводного археолога, на пароходе среди прочих товаров мог находиться ценный груз, предназначавшийся для обеспеченных жителей. Приморские дайверы уверены, что настоящая сенсация по-прежнему лежит на морском дне и ждет своего героя.