Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 10 класс » Сочинение: А.Н.ОСТРОВСКИЙ "Гроза" Образы самодуров

Сочинение: А.Н.ОСТРОВСКИЙ "Гроза" Образы самодуров

Сочинение: А.Н.ОСТРОВСКИЙ "Гроза" Образы самодуров В своей драме "Гроза" А. Н. Островский ярко и жив изобразил "темное царство" российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор  не только первым ввел в литературу слово "самодур", но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, действуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.

В драме "Гроза" явление самодурства описано на при­вое образов "значительных лиц" города Калинова — Ди­кого и Кабанихи.

Для Дикого основная цель в жизни, единственный закон - деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый чело­век в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть. И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: "Так ты знай, что ты червяк. Захочу — поми­лую, захочу — раздавлю". В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянни­ков, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитыва­ет бедных мужиков, работающих на него: "ни одного пу­тем не разочтет". Он действует по принципу: "Много у меня в год-то народу перебывает... не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тыся­чи составляются, так оно мне и хорошо!" Дикой привык думать только о себе.
[sms]
Не зря об этом купце говорят: "У него вся жизнь осно­вана на ругательстве". По-человечески Дикой разговари­вать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни до­машним. Грубый и бесцеремонный, он осознает свою безнаказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бесправных: "Они должны мне покоряться..." Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными личностями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает. Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.
 
Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни  и обычаев "темного царства". Консерватизм взглядов и ненависть ко всему новому являются ее отличитель-
ными чертами: "Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю".

Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи сочетании с самым серьезным отношением к домостроевским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невыносимой. Своего сына она вырастила бесхарактерным, слабым, лишенным самостоятельности, рабски покорным ма­теринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его "хозяи­ном" в своей семье, которого жена не только беспрекослов­но слушается, но и боится. Поэтому она не только подав­ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре­кает невестку.

Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди.

Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: "Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела". Однако и религиоз­ность Кабанихи внешняя, дань традициям.

Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: "Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни".

Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жиз­ни. Их можно отличить по тому, что "самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает". Я думаю, что единственное средство для борь­бы с самодурством — это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в соб­ственном сердце.[/sms]
04 окт 2007, 10:55
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.