Творчество А, Ахматовой сегодня настолько известно и имеет такое множество почитателей, что сложно уже представить русскую литературу "серебряного века", а также советскую литературу без этого имени. Творческий путь А. Ахматовой был непростым и тернистым, хотя много в её жизни было и искренней радости, счастья.
Поэзии А. Ахматовой всегда было тесно в рамках какого-то определенного литературного течения, хотя она и говорила о себе не только в юности, но и в зрелом возрасте: " Мы, акмеисты..." Да, акмеизм провозгласил себя детищем новой эпохи, стараясь преодолеть слабости своего предшественника — символизма, но даже А. Блок отмечал, что А.Ахматова была чужда и этой "школе", потому что "рассвета физических и духовных сил" (лозунг акмеистов) в её болезненой и самоуглубленной манере нельзя было нйти.
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
[sms]
Ахматова всегда, а особенно в своих ранних произведениях была очень тонким и чутким лириком, а значит каждое событие в ее богатом внутреннем или ярком окружающем мире находило непосредственный отклик в ее душе. В поэзии Ахматовой много загадочного, неизведанного, но она никогда не была мистиком или певцом абстрактных идей. Ранние стихи поэта дышат любовью, рассказывают о радости встреч и горечи разлук, о тайных мечтах и несбывшихся надеждах, но они всегда просты и конкретны.
Со страниц ахматовских сборников перед нами раскрывается живая и глубоко чувствительная душа реальной, земной женщины, которая по-настоящему плачет и смеется, огорчается и приходит в восторг, надеется и разочаровывается. Весь этот калейдоскоп привычных чувств при каждом новом взгляде высвечивает все новые узоры восприимчивой и отзывчивой души поэта.
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
А. Ахматова начала писать очень рано — лет в одиннадцать-двенадцать, но впоследствии она называла сво первые опыты "беспомощными стихами". Первые же ее изданные сборники явились своеобразной антологией любви: любовь преданная и верная, и любовные измены, встречи и разлуки, радость и чувство грусти, одиночества, отчаяния— то, что близко и понятно каждому.
Первый сборник Ахматовой "Вечер" вышел в 1912 году и сразу привлек к себе внимание литературных кругов, принес ей известность. Этот сборник — своеобразный лирический дневник поэта.
Я вижу все. Я все запоминаю.
Любовно-кротко в сердце берегу.
Некоторые стихотворения из первого сборника были включены во второй — "Четки", который имел настолько широкий успех, что переиздавался восемь раз.
После ветра и мороза было
Любо мне погреться у огня.
Там за сердцем я не уследила,
И его украли у меня.
Современников поразила взыскательность и зрелость уже самых первых стихотворений А. Ахматовой. О трепетных чувствах и отношениях она умела говорить просто и легко, но ее откровенность не снижала их до уровня обыденности.
В 1917 году выходит третий сборник А. Ахматовой — "Белая стая", в котором отразились глубокие раздумья о зыбкой и тревожной предреволюционной действительности. Стихи "Белой стаи" лишены суетности, преисполнены достоинства и целеустремленной сосредоточенности на незримой душевной работе, многие из них посвящены меняющемуся образу Музы поэта.
Слаб голос мой, но воля не слабеет,
Мне даже легче стало без любви.
Высоко небо, горный ветер веет,
И непорочны помыслы мои.
Как и у любого настоящего поэта, сердце А. Ахматовой с юности было настроено на улавливание гула событий будущего, глубокое переживание реальности настоящего. Никогда она не теряла этой тонкой связи, объединяющей ее со временем и с народом, и поэтому стихи ее всегда находили и находят горячий отклик в душе читателя.