Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: М. А. БУЛГАКОВ "Мастер и Маргарита" Тема добра и зла
Свое видение этой философской проблемы предлагает нам Булгаков в романе "Мастер и Маргарита". Один из планов, в которых разворачивается действие романа, — мир интерпретированных библейских легенд и мифов. Я думаю, корни добра и зла стоит искать именно здесь. М. Булгаков не принимает Библию и Евангелия в той форме в какой они известны миллионам людей, он многое переиначивает, перестраивает, чтобы вышло так, как ему кажется, должно быть.
[sms]
[sms]
Один из героев романа Булгакова (он же является и героем романа в романе) — Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого, несомненно, послужил Иисус Христос. Однако мы очень быстро замечаем, что Иешуа очень сильно отличается от Христа, он лишен чудес и всех тех поступков, которые принесли известность Божьему Сыну. Можно даже утверждать, что единственное оружие Га-Ноцри в реальности романа — слово, а не дело.
Как противовес, противоположность Иешуа, автор создает образ Воланда. И этот булгаковский Сатана в корне отличается от своего библейского собрата, хотя его так же сопровождают грозы с ослепительными молниями, за ним остаются следы пожарища.
Булгаков создает свою картину распределения в мире добра и зла, свое видение правления миром высших сил. По священному писанию, дьявол — это искуситель, и в "Мастере и Маргарите" Воланд испытывает людей, проверяет истинные мотивы их дел и поступков, оценивает их нравственные и этические принципы. После такой "прочистки" каждому воздается по заслугам, и поэтому нельзя категорично заявлять, что Воланд "плохой и злой", жестокий и бездушный. К тому же нужно вспомнить, что в результате борьбы библейских сил добра и зла Бог не искоренил зло, а пошел на своеобразный компромисс: мир был разделен, Богу — небо, Дьяволу — землю. Из этого следует, что все, что ни происходит на земле — добро ли, зло ли — это от Дьявола, а не от Бога.
Как противовес, противоположность Иешуа, автор создает образ Воланда. И этот булгаковский Сатана в корне отличается от своего библейского собрата, хотя его так же сопровождают грозы с ослепительными молниями, за ним остаются следы пожарища.
Булгаков создает свою картину распределения в мире добра и зла, свое видение правления миром высших сил. По священному писанию, дьявол — это искуситель, и в "Мастере и Маргарите" Воланд испытывает людей, проверяет истинные мотивы их дел и поступков, оценивает их нравственные и этические принципы. После такой "прочистки" каждому воздается по заслугам, и поэтому нельзя категорично заявлять, что Воланд "плохой и злой", жестокий и бездушный. К тому же нужно вспомнить, что в результате борьбы библейских сил добра и зла Бог не искоренил зло, а пошел на своеобразный компромисс: мир был разделен, Богу — небо, Дьяволу — землю. Из этого следует, что все, что ни происходит на земле — добро ли, зло ли — это от Дьявола, а не от Бога.
Видимо, поэтому Булгаков лишает Иешуа власти действием, владычных прав: Га-Ноцри решительно отказывается судить людей, уступая это нелегкое дело Воланду (который, кстати сказать, успешно справляется с должностью "судьи человеков"). Так булгаковский Сатана со своей свитой предстает перед нами в неожиданной роли разоблачетеля человеческой скверны, "разгребателя грязи". Это он карает за зло и нечестивость и вознаграждает за добрые дела. В течение всего романа Булгаков именно через образ Воланда утверждает верность любви и преданности творчеству. К тому же автор представляет нам своего Сатану как одного из главных действующих лиц романа, в то время как Иешуа Га-Ноцри всего лишь литературный персонаж романа в романе, человек безграничной доброты и мудрости.
В своем произведении Булгаков проводит и "исправленную" идею построения загробного мира. Если в Библии он делится на ад и рай, то в романе все немного иначе: царство мертвых состоит из "света" (которого Мастер и Маргарита не заслужили), "покоя" (которым они награждены) и области Воланда, где проходил знаменитый бал Сатаны, — третьей части рая, "рая для преступников". А для ада, то есть места, где человек расплачивается за свои грехи и проступки, автор романа оставляет Землю, мир людей.
Таким образом, с помощью различных художественных приемов и уловок Булгаков дает нам понять, что авторы Евангелий "все перепутали". Судьей и разоблачителем является очеловеченный Дьявол, "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Мир нельзя оставить совсем без зла, оно — как горечь, придающая кофе неповторимый специфический вкус. Добро, оставшись без противовеса, уже не будет добром. Удача должна чередоваться с промахами, открытия — с ошибками, иначе у человека исчезнет стимул совершенствоваться, развиваться. Так же можно сказать, что зло — это обратная сторона добра ("дорога в ад вымощена благими намерениями"). Однако все это совсем не доказывает, что со злом не нужно бороться, ведь именно в такой борьбе и раскрывается истинная сущность человека. Я думаю, что зло нужно воспринимать как неотъемлемую часть мира, в котором все взаимосвязано.[/sms]
В своем произведении Булгаков проводит и "исправленную" идею построения загробного мира. Если в Библии он делится на ад и рай, то в романе все немного иначе: царство мертвых состоит из "света" (которого Мастер и Маргарита не заслужили), "покоя" (которым они награждены) и области Воланда, где проходил знаменитый бал Сатаны, — третьей части рая, "рая для преступников". А для ада, то есть места, где человек расплачивается за свои грехи и проступки, автор романа оставляет Землю, мир людей.
Таким образом, с помощью различных художественных приемов и уловок Булгаков дает нам понять, что авторы Евангелий "все перепутали". Судьей и разоблачителем является очеловеченный Дьявол, "часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Мир нельзя оставить совсем без зла, оно — как горечь, придающая кофе неповторимый специфический вкус. Добро, оставшись без противовеса, уже не будет добром. Удача должна чередоваться с промахами, открытия — с ошибками, иначе у человека исчезнет стимул совершенствоваться, развиваться. Так же можно сказать, что зло — это обратная сторона добра ("дорога в ад вымощена благими намерениями"). Однако все это совсем не доказывает, что со злом не нужно бороться, ведь именно в такой борьбе и раскрывается истинная сущность человека. Я думаю, что зло нужно воспринимать как неотъемлемую часть мира, в котором все взаимосвязано.[/sms]
10 окт 2007, 11:36
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.