Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Результаты активного слушания
15 окт 2007, 09:54
1. Исчезает или по крайней мере сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда и одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
Мама укладывает четырехлетнюю Машу спать, и девочка просит посидеть с ней.
ДОЧЬ: Мамочка, ну еще капельку, ну чуть-чуть!
МАМА: Машенька, уже поздно, все ребята спят.
ДОЧЬ: Целый день одна и одна, не хочу больше!
МАМА: Ты же целый день с ребятами в саду играешь... (Вспоминает активное слушание.) Ты чувствуешь себя одинокой...
ДОЧЬ: Да, ребят много, а маму в сад не пускают.
МАМА: Ты скучаешь без меня.
ДОЧЬ: Скучаю, а Саша Петров дерется.
МАМА: Ты на него сердита.
ДОЧЬ: Он мою игру поломал!
МАМА: И ты расстроилась...
ДОЧЬ: Нет, я его толкнула, чтоб не ломал, а он меня кубиком по спине.
МАМА: Было больно... (Пауза.).
ДОЧЬ: Больно, а тебя нет!
МАМА: Ты хотела, чтобы мама тебя пожалела.
ДОЧЬ: Я хотела с тобой пойти...
МАМА: Пойти... (Пауза.).
ДОЧЬ: Ты же обещала нас с Игорьком в зоопарк сводить, я все жду-жду, а ты не ведешь!
Как часто мы оставляем детей наедине с грузом разных переживаний своими решительными «Поздно!»,
«Пора спать», в то время как несколько минут слушания могли бы по-настоящему успокоить ребенка перед сном. Многие родители рассказывают, что активное слушание помогло им впервые установить контакт со своими детьми.
Вот пример из книги Т. Гордона.
Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, — рассказывал потом отец, — и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!».
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Привожу почти дословно рассказ молодой женщины — слушательницы наших курсов:
«Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным ее приездом мама позвонила и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией. Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит меня как-то повлиять на сестру.
В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что ее настроение портится.
—Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.
—Да, не очень.
—Но ведь у тебя есть настоящий друг.
—Конечно есть — Галка. А остальные... даже не знаю.
—Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.
—Да, пожалуй.
— Ты не знаешь, как к ним относиться.
Отец пятнадцатилетней девочки, вернувшись с родительских курсов, где он познакомился со способом активного слушания, нашел свою дочь в кухне, болтающей со своим одноклассником. Подростки в нелестных тонах обсуждали школу. «Я сел на стул, — рассказывал потом отец, — и решил их активно слушать, чего бы мне это ни стоило. В результате ребята проговорили, не закрывая рта, два с половиной часа, и за это время я узнал о жизни своей дочери больше, чем за несколько предыдущих лет!».
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
Привожу почти дословно рассказ молодой женщины — слушательницы наших курсов:
«Моей сестре Лене четырнадцать лет. Иногда она приезжает ко мне в гости. Перед очередным ее приездом мама позвонила и рассказала, что Лена связалась с плохой компанией. Мальчики и девочки в этой компании курят, пьют, выманивают друг у друга деньги. Мама очень обеспокоена и просит меня как-то повлиять на сестру.
В разговоре с Леной заходит речь о ее друзьях. Чувствую, что ее настроение портится.
—Лена, я вижу, тебе не очень приятно говорить о твоих друзьях.
—Да, не очень.
—Но ведь у тебя есть настоящий друг.
—Конечно есть — Галка. А остальные... даже не знаю.
—Ты чувствуешь, что остальные могут тебя подвести.
—Да, пожалуй.
— Ты не знаешь, как к ним относиться.
-Да...
— А они к тебе очень хорошо относятся. Лена бурно реагирует.
—Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать
—Да-а Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.
—Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.
—Ты стала хуже учиться.
—Учительница даже домой звонила, жаловалась маме.
—Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.
—Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что — начинаю грубить.
—Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека.
—Яне хочу никого обижать. Наоборот, мне все ере* мя кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат...
—Тебе кажется, что тебя обижают и учат... —Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.
—Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.
—Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.
—Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей...
—Они даже их обманывают.
—Даже обманывают Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей...
—Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули- отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди. Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама.
— Оля, Лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком —ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает. А самое главное — сама очень довольна. Спасибо тебе!»
— А они к тебе очень хорошо относятся. Лена бурно реагирует.
—Ну нет, я бы не сказала. Если бы они ко мне хорошо относились, то не заставляли бы занимать у соседей деньги на вино, а потом просить их у мамы, чтобы отдать
—Да-а Ты считаешь, что нормальные люди так не поступают.
—Конечно, не поступают. Вон Галка не дружит с ними и учится хорошо. А мне даже уроки некогда делать.
—Ты стала хуже учиться.
—Учительница даже домой звонила, жаловалась маме.
—Мама, конечно, сильно расстроилась. Тебе ее жаль.
—Я очень люблю маму и не хочу, чтобы она расстраивалась, но ничего не могу с собой поделать. Характер какой-то у меня стал ужасный. Чуть что — начинаю грубить.
—Ты понимаешь, что грубить плохо, но что-то внутри тебя толкает сказать грубость, обидеть человека.
—Яне хочу никого обижать. Наоборот, мне все ере* мя кажется, что меня хотят обидеть. Все время чему-то учат...
—Тебе кажется, что тебя обижают и учат... —Ну да. Потом я понимаю, что они хотят как лучше и в чем-то правы.
—Ты понимаешь, что они правы, но не хочешь это показывать.
—Да, а то будут думать, что я их во всем и всегда буду слушаться.
—Ребята из компании тоже не хотят слушаться своих родителей...
—Они даже их обманывают.
—Даже обманывают Если обманывают родителей, то что им стоит обмануть друзей...
—Вот-вот! Я теперь поняла. Они же с деньгами меня обманули- отдавать и не собираются. В общем, они мне надоели, и я им в глаза скажу, что они за люди. Лена поехала домой. Через несколько дней звонит мама.
— Оля, Лена передо мной извинилась. Сказала, что все поняла. И вообще стала другим человеком —ласковая, добрая, с компанией не ходит, чаще сидит дома, делает уроки, читает. А самое главное — сама очень довольна. Спасибо тебе!»
15 окт 2007, 09:54
Результаты активного слушания
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.