Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Толкование снов классической литературы. Дивный сон Джульетты.
Куда более часты ночи, когда, то и дело просыпаясь, он видит суматошные, нерадостные, обрывочные сны, которые мучают его совершенно так же, как наяву придирчивый начальник, грубый деловой партнер или перессорившиеся родственники... Выходит, спать и не видеть снов — вот истинное наслаждение? Но ведь это же определение смерти в том виде, которое приводит самый известный исследователь феномена смерти Раймонд Моуди! К тому же Моуди ссылается на таких общепризнанных авторитетов древности, как Гомер и Сократ; первый называет сон «братом смерти», а второй, только что осужденный афинским судом, произносит: «Если смерть — это сон без сновидений, значит, она является великим даром»...
Как это соотносится с гипнотическим происхождением сновидений? Прямо. Бог сновидений по имени Гипнос держал в своих руках головки мака, а бог смерти Танатос считался его родным братом. В Гипноса была влюблена Селена, одна из ипостасей Луны. Она лила на Землю печальный свет, поскольку ее возлюбленный настолько обожал мак, что был постоянно одурманен им и погружен в вечную дремоту...
Кстати, в деревнях российской глубинки опыты древнегреческого Гипноса часто повторялись с крикливыми новорожденными младенцами. Матери срывали незрелые головки мака, тщательно пережевывали их, заворачивали в чистую тряпицу и запихивали в рот орущего ребенка, то есть использовали как некое подобие пустышки. От такой «пустышки» ребенок засыпал надолго и более не беспокоил мать, которой нужно было успевать по хозяйству; а иногда навсегда. Говоря языком современности, происходила передозировка «успокоительного», и заснувший вечным сном младенец из владений Гипноса незаметно для себя переходил в царство Танатоса. Кстати, у остальных, выживших, реке в более зрелом возрасте развивались различные формы слабоумия и пристрастие к алкоголю... Итак, сон можно считать каждодневной репетицией смерти, которая находится вне пределов сознательного опыта человека, и разговоры непосредственно о ней часто ведут к психологической травме, особенно у детей и мнительных, слабовольных людей. Поэтому и в жизни, и в классической литературе часто используется один и тот же прием: подмена смерти сном. Когда вы ведете старую и больную собаку к ветеринару и просите, чтобы ее «усыпили», он, конечно же, поймет все именно так, как следует. Но сомнительно-спасительные свойства сна-смерти известны нам и по описаниям известных писателей! С этой точки зрения наиболее показателен сон Джульетты, изображенный Уильямом Шекспиром в одной из своих самых известных трагедий. Чтобы определить, какой из богов, Гипнос или Танатос, получил власть над юной девушкой, вспомним слова доброго патера Лоренцо, произнесенные им, когда он давал Джульетте некое таинственное снадобье:
...Когда ты выпьешь весь раствор до дна,
Тебя скует внезапный холод
В жилах Должна остановиться будет кровь.
Ты обомрешь. В тебе не выдаст жизни
Ничто: ни слабый вздох, ни след тепла.
Со щек сойдет румянец Точно ставни,
Сомкнутся на ночь наглухо глаза.
Конечности, лишившись управленья,
Закоченеют, как у мертвецов.
В таком, на смерть похожем состоянье,
Останешься ты сорок два часа.
И после них очнешься освеженной...
Как мы видим, помимо чисто литературных, поэтических достоинств приведенного отрывка, Шекспир гениально подметил факт, с которого мы начали: Джульетта должна была погрузиться в состояние, в котором она заведомо не могла иметь сновидений! И вовсе не случайно Капулетти сочли девушку умершей... К тому же в те времена подобные ошибки не бьии редкостью, ведь точных критериев, принятых при констатации смерти, не существовало. Случаи, когда хоронили живых людей, впавших в летаргический сон или испытывавших глубокое болезненное состояние, описаны не только в художественной, но и в специальной медицинской литературе. Встает другой вопрос если проанализировать симптомы, которые перечисляет добрый патер Лоренцо, и действительно приписать их состоянию Джульетты, могла ли она вообще проснуться? Ведь устами патера Шекспир довольно точно описал состояние клинической смерти: остановка дыхания, исчезновение пульса, понижение температуры тела, мертвенная бледность кожных покровов.
По всей вероятности, Джульетта должна была увидеть не сон, а то, что видят все находящиеся в состоянии клинической смерти: как неподвижное, безжизненное тело остается внизу, а душа (или, как ее именует Раймонд Моуди, «неуничтожимая часть собственной сущности») на большой скорости движется через темный длинный туннель. Затем появляется светящийся шар — теплый и добрый дух, полный любви, который должен был успокоить Аунгу девушки. На встречу с ней, как и в других подобных случаях, уже вышли друзья, родственники, умершие раньше, по всей видимости, в большинстве своем жертвы вражды между семействами Монтекки и Капулетти... В определенный момент душа Джульетты должна была подойти к препятствию, границе, которая является линией раздела между земной и той самой «иной» жизнью. Однако она могла вернуться в тело, если время умереть окончательно еще не пришло! Впрочем, как правило, душа не хочет этого, поскольку после смерти еще захвачена жизнью, и ее переполняют чувства радости, любви и доброго смирения. Но существовал ли выбор у Джульетты? Современная медицина отвечает однозначно: нет.
Судя по всему, патер Лоренцо дал девушке большую дозу снотворного или наркотического средства, например опия, который извлекается из головок мака. Но в этом случае при отсутствии квалифицированной медицинской помощи спустя несколько часов, а точнее, через час-два после отравления, неизбежно наступает смерть! И вывести человека из такого состояния могут лишь сильнодействующие современные препараты, стимулирующие работу центральной нервной системы: кофеин, стрихнин или кордиамин. Так что юная Джульетта, по сути дела, была обречена! И в трагедии Шекспира может быть правдой все, но только не ее чудесное воскрешение. Впрочем, и в «Гамлете» содержится аналогичное преувеличение: спящего короля отравили, влив ему в ухо настой белены. Ученые-медики свидетельствуют: это способно принести человеку вред, но не лишить жизни. Так что фантазии великого драматурга на тему отравлений и погружений в сон с помощью настоев и прочих снадобий являлись не чем иным, как предвестием современной эпидемии наркомании!
Кстати, в современных сонниках видеть во сне МАК означает платоническую любовь, что, вероятно, снова имеет отношение к повествованию о Ромео и Джульетте. Причем некоторые источники утверждают, что такие сны являются не только свидетельством душевной тоски видящего сновидение, но и его легкого умопомешательства...
24 окт 2007, 15:00
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.