Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Викинги в Англии: XI век.
Ободренные соблазном подобных богатств, датские викинги наведывались в Англию почти каждый год с 997 по 1014 гг. Воинское сословие страны, имея во главе плохих руководителей, слабело и изнемогаю под систематическими нападениями Свейна Вилобородого, короля Дании с 984 по 1014 гг. В 1013 г. люди Нортумбрии и запада Англии признали Свейна своим сузереном, что положило начало династии викингских королей Англии: Свейна (1013-1014); его сына Кнута (1016-1035), Харальда Быстроногого (1035-1040) и Хартакнута (1040-1042). Несмотря на то, что эта линия пресеклась со смертью Хартакнута, восхождение викингов к английскому трону было продолжено норвежским конунгом Харатьдом Сигурдссоном, которому наследовал его племянник Магнус Добрый, конунг Дании и Норвегии.
Харальл Сигурдссон, посмертно прозванный Хардрада (Безжалостный) был истинным сыном своей эпохи. Сын мелкого норвежского конунга, управлявшего областью Рингерике, он воевап на стороне своего брата конунга Олафа Харольдссона (Святого Олафа) в битве под Стиклестадом в 1030 г., в которой последний был убит Харальд спасся бегством и осел при дворе Ярослава Мудрого на Руси. После пребывания гам в течение нескольких лет, когда он воевал против Польши, он «с богатым прошлым» попал в Константинополе в помпезную византийскую гвардию. Он воевал против арабов в Анатолии и Сицилии под командованием Гиоргиуса Минакиуса и других византийских генералов в южной Италии и Болгарии до того, как был заключен в тюрьму в Константинополе за незаконное присвоение имперского награбленного добра, захваченного в тех походах.
Харальд освободился во время восстания против императора Михаила Канафати в 1042 г. и впоследствии вернулся в Скандинавию через Русь. Достигнув Дании, он помогал Свену Ульфсо-ну в его восстании против племянника Харальда, конунга Магнуса за завоевание датского трона. Но затем он перешел к Магнусу в 1045 г. в обмен на власть над половиной Норвегии, унаследовав другую половину после смерти Магнуса в 1047 г. Ему был 51 год, когда в 1066 г. Тостиг, граф, изгнанный из Нортумбрии и брат короля Харальда Гудвинссона, прибыл в Норвегию за военной помощью, чтобы заново получить свое «графство». Хардрада имел свои планы на трон Англии, но ему требовалась поддержка от Тостига. «Сага о короле Харальде» говорит, что «граф и конунг говорили друг с другом часто и долго и в конце пришли к решению вторгнуться в Англию тем летом». Большой флот собрался у берегов Норвегии, сага говорит о 240 кораблях (от больших до малых); англосаксонская летопись упоминает 300 судов, везущих «огромное пиратское воинство», в котором, по подсчетам современных ученых, было как минимум 9000—10 000 человек, а возможно, достигавшее числа 18000 человек. К флоту присоединился Тостиг с личными двенадцатью судами и с командой из его личных воинов и флемишеких пиратов. Отсюда всё собранное войско поплыло вниз к устью реки Хумбы, грабя все по пути, а затем вверх но реке до Рекала, что в десяти милях южнее Йорка. Здесь северяне высадились для противостояния с армией саксов, двигавшейся со стороны Йорка под командованием графа Моркера из Нортумбрии и графа Эдвина из Мерсии.
Король Харальд высадился на берег со своей армией, повествует «Сага о короле Харальде». Один фланг растянулся до реки, а другой расположился линией вдоль топкого широкого болота. Графы вели свою армию, собрав отряды вдоль реки. Король Харальд расположил свой штаб рядом с рекой, где его войско было Многочисленнее. Ниже к болоту он расположил меньшую группу людей, в которых не был уверен. Когда графы продвинулись вдоль болота, северяне освободили путь, и англичане, идущие под стягом Моркера, думали, что северяне бегут.
«Когда король Харальд увидел, что англичане продвигаются вдоль кромки болота и оказались напротив его людей, он приказал атаковать и направил своих людей вперед. Приказав Лангбастеру нести перед ним стяг, он нанес поражение противнику с фронта, и все его воины следовали за ним, это было такое сильное потрясение для воинов графов, что они в беспорядке разбежались вдоль реки, но большинство бежало в болото, и оно настолько переполнилось их телами, что северяне могли преследовать их посуху».
Так закончилась битва у Фулфорда в среду, 20 сентября. Английская хроника содержит только короткую заметку об этом столкновении, гласящую, что после того, как армия викингов «учинила великую бойню» англичанам, множество англичан погибли здесь, утонули или убежали, и северяне овладели полем боя.
Жители Йорка больше не сопротивлялись викингам, пошли на торговые отношения с Харальдом, согласились признать его королем и дать ему заложников. Было приказано привести их к Стамфордскому мосту в семи милях западней Йорка, где Харальд расположился лагерем 24 сентября, оставив четверть своей армии с флотом у Рикала под командованием Эйстейна Орри, «знатнейшего среди всех его вассалов». Оставшаяся часть армии была плохо подготовлена для дальнейших событий. Сага описывает, как из-за страшной жары воины, оставив при себе лишь шиты, шлемы, копья и мечи, сошли на берег, некоторые из них захватили луки и стрелы. Но настроены все воины были слишком беспечно. Должно быть, для них было ужасным потрясением увидеть вместо заложников огромную вооруженную массу людей, направлявшихся в их сторону. Они могли видеть клубы пыли из-под копыт лошадей, поверх сияющих шлемов и кольчуг. Это была другая армия саксов, на этот раз ведомая самим королем Харальдом Гудвинсоном, и в ее рядах были знаменитые английские «хускралы», каждый из которых, как описал один из полководцев Хардрады, «стоил двух лучших людей из армии короля Харальда».
Харальд вызвал для переговоров своего брата и предложил ему треть своего королевства, если тот присоединится к его войску. В ответ на это предложение Тостиг произнес знаменитую фразу: «Семь футов английской земли или столько, насколько ты выше обычного человека». Именно на это обращает внимание Снорри Стурлуссон в «Саге о королеХаральде», по его мнению, проливающей свет на некоторые стороны переговоров, связанные со сражением. Возможно, при появлении английской армии норвежцы находились по обоим берегам реки Дервент, где, по описанию англо-саксонской хроники, «один норвежец противостоял наступающим силам противника так, что тс не могли пересечь мост и одержать победу, англичанин выпустил в него стрелу, но та не причинила вреда, а другой прокрался под мостом и ударил его под кольчугу».
Это промедление, однако, дало возможность норвежцам перебросить главные силы на другой берег, построив их ощетинившимся копьями кольцом, закрытым спереди и сверху щитами, перекрывающими друг друга. Когда английская армия сделала бросок, воины Хардрада «впали в такое неистовство, что никакие шлемы и щиты не могли их остановить, они расчищали себе путь, круша все вокруг. Но тут в горло короля Харальда попала стрела, и рана оказалась смертельной. Он пал, как все, кто следовал за ним, кроме отступивших с королевским знаменем. Затем Тостиг принял командование. Оставшимся в живых норвежцам была предложена четверть того, что предлагал Харальд, и они предпочли умереть». «В этот момент, — продолжает сага, — Эйстейн Орри высадился па берег с остатками вооруженных людей.
Он поднял знамя короля Харальда, и сражение началось в третий раз еще более ожесточенно, чем прежде, численность англичан заметно упала. Сцепа этого сражения была названа Шторм Орри. Армия Орри была истощена и измучена, когда получила известия о сражении от гонцов Хардрада, но теперь впала в такое неистовство, что нападала, не заботясь о защите, сбрасывая с себя кольчуги, гак что англичанам было легче обрушивать на них свои удары. Многие падали и умирали не столько от ран, сколько от истощения. Почти все норвежцы бьши убиты». «Это случилось после полудня. Как и ожидалось, не все погибли, некоторые спаслись бегством, другие, более удачливые, отступали разными путями. Темнота спустилась раньше, чем прекратилась кровавая резня».
Англо-саксонская хроника говорит, что норвежцы старались любой пеной добраться до своих кораблей в Риколе, и осталось немного уцелевших, что позволило доплыть до дома 24 кораблям, оставив на поле битвы лучших воинов Норвегии. Набеги на Англию продолжались вплоть до 1151 г., а скандинавские пираты с Западных островов нападали и позднее. 1066 г. знаменует конец эпохи викингов, а Харальда Хард-рада называют «последним викингом». Шторм Орри — последняя великая битва эпохи викингов. Ночь спустилась, покрыв собой долгий день, начавшийся 300 лет назад.
26 окт 2007, 11:35
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.