GPS-навигация. Беспроводная связь и телематические системы в автомобиле.
27 окт 2007, 18:38
Бурное развитие микроэлектроники в последние десятилетия стало катализатором проникновения компьютерных систем в автомобиль. Сегодня микропроцессоры на основе сигналов десятков датчиков управляют работой двигателя, системы зажигания, тормозной системы и системы безопасности, защищают машину от угона и т.п. Следующий этап технологической революции — развитие систем подвижной связи также не обошел автомобилестроение и телематические системы начали осваивать салон автомобиля.
Производители наращивают усилия
На рынке автомобильных телематических средств навигационные системы появились первыми. С середины 90 годов такие производители как Sony, Pioneer и Bosch поставляют аппаратуру на базе спутниковой системы GPS, которая интегрируется с автомобильными аудиосистемами. Навигационная система позволяет ответить на ряд вопросов: «где я?», «как добраться до заданного пункта?» и т.п. Сегодня навигационные системы имеют голосовой интерфейс и картографическую базу данных на CD/DVD носителях. Типичная навигационная система AVIC-505 предлагается Pioneer.
Современные автомобильные телематические системы обеспечивают доступ, как к навигационной информации, так и к каналам мобильной связи. По ним водитель кроме привычной голосовой связи может выйти в Интернет, принять факс. По мере того, как рос спрос на умные автомобили, рынок авто-электроники и авто-телематики стал стремительно развивается. Если европейский авторынок имеет среднегодовой рост 6%, то рост рынка автоэлектроники составляет 12%. И это не предел. Сегодня стоимость электронных компонентов составляет 15% стоимости всего производства, но в течение ближайших пяти лет эта цифра должна удвоится.
Количество электронных устройств, устанавливаемых в автомобиле, возрастает. Для объединения в единую систему сотового телефона, пейджера, карманного ПК и ноутбука, аудио и видео систем, навигационных приборов производители автомобилей работают над унифицированным интерфейсом. Чтобы ускорить эти работы, ведущие производители (BMW, DaimlerChrysler, Fiat, Ford, General Motors (GM) и ряд других) объединились и создали консорциум AMIC (Automotive Multimedia Interface Consortium). Однако разрабатываемый стандарт коснется только интерфейсов мультимедийных устройств и не затронет других электронных блоков, отвечающих за управление впрыском топлива, работой сцепления, тормозами, замками дверей и т.п.
В качестве базовых AMIC рассматривает интерфейсы IDB-C (Intelligent transportation systems Data Bus — CAN) и MOST (Media Oriented Systems Transport). Не остались без внимания и два варианта версий IEEE-1394 — «оптический» и «медный». Автомобилестроители хорошо знакомы с интерфейсом шины CAN, ее привлекательность в том, что при работе с нею не требуются лицензионные отчисления. MOST — оптоволоконное решение, уже сегодня поддерживающее передачу данных со скоростью 25 Мб/с, но решение это достаточно дорогое. За использование MOST и IEEE-1394 автомобилестроители должны будут выложить соответственно по 30/25 центов за устройство (соединение). Если в ближайшее время соглашение по программно-аппаратным спецификациям будет подписано, то первые автомобили, оснащенные унифицированным интерфейсом появятся в течение 2005 г.
Создаются и альянсы производителей сотовых телефонов и автомобилей. Alcatel активно работает с Reno, Ericsson сотрудничает с Volvo, присутствие Motorola на авто рынке более заметно. Компания сотрудничает с BMW, Ford, GM, Audi и Opel.
На последней выставке в Детройте представители BMW заявили, что все модели 7 серии будут оборудованы сотовыми телефонами CPT 8000. Телефоны могут работать в сетях на основе стандартов GSM или CDMA. Они выполнены на базе аппарата Motorola Timeport и оснащены функциями голосового набора и поддерживают режим громкой связи. Набор номера выполняется с помощью клавиатуры, расположенной на рулевом колесе или на панели управления радиоприемником.
Французской Citroen начал выпуск «коммуникационного автомобиля», в котором предусмотрены электронная почта, голосовое управление, сотовый телефон GSM 900/1800 и навигация GPS. Это первый Windows-автомобиль под названием Xsara Windows CE на базе 250-й серии автомобилей этого концерна. Xsara обладает радиоприемником, CD-плейером, телефоном (Ericsson T28), имеет адресную книгу, и возможность передачи данных. Бортовой компьютер связан с GPS-прием-ником и CD-чейнджером на 6 дисков.
Компания Autoliv совместно с Ericsson и Volvo выпустила новый продукт Volvo On Call, который автоматически сообщает в службу скорой медицинской помощи о происшедшей аварии. Основными элементами системы являются сотовый телефон и GPS-приемник, определяющий координаты по сигналам со спутников. Если при аварии срабатывают подушки безопасности, телефон автоматически дозванивается в Volvo On Call Alarm Center и посылает туда текстовое сообщение о происшествии с указанием местоположения автомобиля. При этом телефон автоматически остается включенным, обеспечивая связь медицинского персонала и пострадавших.
Платформу Nexperia CIP (Car Infotainment Platform), анонсировал Philips. Она позволит автомобилестроительным фирмам предоставить водителю и пассажирам возможность выйти в Интернет не покидая машины. Эта универсальная платформа упростит оснащение автомобиля устройством для доступа к электронной почте, Сети, информации о местоположении и направлении движения, состоянии трафика, комплек-сируя их с обычными музыкальными автомобильными системами. Платформа Nexperia описывает архитектуру системы, аппаратное и программное обеспечение.
В рамках совместного проекта аналогичные работы проводят Ericsson и Mannesmann. Они создают систему мобильных беспроводных коммуникаций для широкого класса автомобилей. Здесь предполагается поддержка технологий WAP и Bluetooth. Автомобиль будет снабжен комплексом, подключающим водителя к информационным и развлекательным услугам. К такому комплексу можно будет подключить Интернет-терминал, факс, аудио-видео-теле-оборудование. Изготовители ориентируют создаваемую систему, как для легковых автомобилей, так и грузовиков или автобусов.
Одной из первых GM начала поставки автомобилей, оборудованных Интернет-доступом. Пока комплектуются модели Cadillac DeVille и Seville. К концу этого года GM планирует встроить WEB-доступ в 32 из своих 54 моделей. На территории США и Канады GM также развернула платную службу OnStar, которая организует круглосуточную помощь водителям. Благодаря мобильному телефону человек за рулем может связаться со специалистами OnStar-центра и уточнить свое местоположение (система GPS), получить рекомендации по оптимальному маршруту, произвести дистанционную диагностику машины, разблокировать закрывшуюся дверь и т.п. Одна из услуг называется «Персональный набор». Она основана на технологии распознавания речи и позволяет водителю производить набор номера голосом. Для этого предварительно придется ввести в память системы номер и соответствующее ему имя. Переговоры ведутся с помощью аудиосистемы автомобиля.
Другая услуга — «Виртуальный помощник» позволяет с помощью команд, подаваемых голосом, получить доступ к электронной почте, и информационным или новостным сервисам (котировки акций, прогноз погоды). В конце 2000 г. более миллиона легковых машин и грузовиков были оснащены терминалом системы OnStar. В основном корпорация устанавливает данное оборудование на автомобилях таких моделей как Buick, Cadillac, Pontiac. «Мы пытаемся превратить транспортное средство в узел коммуникаций», — сказал президент OnStar Чет Хубер. Одно из отделений Ford, компания Visteon, начала поставки встроенного ПК под названием ICES (Information, Communication, Entertainment, Safety and Security System).
Основные особенности системы — управляющие элементы, связанные с рулем и колесами, 5.8» цветной экран и программное обеспечение, обеспечивающее доступ к электронной почте, центрам контроля уличного движения, информационным центрам Интернет. Кроме того, в состав системы входит средство навигации (GPS), показывающее на карте (на экране) нужные повороты или пункты назначения, а также устройство двухстороннего пейджинга, и устройство, отображающее на экране информацию, расположенную на дорожных указателях.
Совместное предприятие Ford и Qualcomm, лидера технологии мобильной связи CDMA, — компания Wingcast, занята разработкой систем Интернет-доступа для автотранспорта. Здесь работы ведутся уже на базе третьего поколения систем мобильной связи.
Создание систем, позволяющих вести переговоры без помощи рук т.н. «Hands-Free», — одно из основных направлений работ для производителей сотовых телефонов. Поскольку законодательство большинства развитых стран запрещает вести переговоры за рулем, а к нарушителям применяются строгие наказания, этот сектор рынка бурно развивается. Свои комплекты с голосовым набором предлагают и производители телефонов — Motorola, Nokia, Philips, и компании производители аксессуаров — THB, Wester.
Борьба с болтунами не затихает. В ряде стран устраиваются специальные съезды, чтобы, услышав звонок можно было убрать автомобиль с трассы. Раздаются голоса, призывающие автоматически отключать телефон при заведенном двигателе. Как разумная альтернатива здесь возможно применение системы управления, использующей принципы распознавания речи. Одна из систем, разработанная американской компанией Cellport Systems позволяет, как передавать команды на бортовой компьютер, типа «Открыть окно, включить магнитолу», так и отдать голосом команду на набор определенного номера.
Другая технология подвижной связи, услуги которой уже востребованы водителями, — это транкинговая связь. Развиваясь в секторе профессиональной радиосвязи, она обеспечивает оперативную голосовую связь и доступ к данным как спецслужбам (правоохранительным органам, пожарным и т.п.), так и корпоративным клиентам. Создаваемые системы поддерживают как локальную связь, так и региональную. Например, в России предполагается создать транкинговую систему связи вдоль автострады Москва-Санкт-Петербург. Автомобили могут быть оснащены как специализированным комплектом, так и абонентской радиостанцией.
На западе создана Ассоциация представителей систем связи служб общественной безопасности (АРСО). Одно из направлений ее работы — привлечение мобильных технологий для обеспечения услуги теле медицины при оказании первой помощи пострадавшим на дорогах. Оперативная передача медицинских показателей пострадавших (артериальное давление, частота пульса, температура и т.п.), а также двухсторонняя речевая связь в комплексе с передачей видеоизображений позволят бригаде скорой помощи поддерживать оперативный контакт с врачами-специалистами.
На базе инфраструктуры транкинговой системы в Праге создается система управления общественным транспортом. В рамках проекта решаются задачи: улучшения транспортного сервиса, доступа пассажиров к транспортной информации в реальном времени. Оконечные устройства будут установлены в автобусах, троллейбусах, трамваях. На каждом терминале будут доступны функции передачи голоса и данных.
В России согласно «Концепции построения единой системы комплексного информационного телекоммуникационного обеспечения автомобильно-дорожной отрасли» вдоль ряда федеративных автострад будет создан ряд систем производственно-технологической и аварийно-вызывной транкинговой радиосвязи.
Кроме систем транкинговой связи для автолюбителей сегодня доступны и услуги спутниковых систем связи Globalstar и Inmarsat. Безус ловно, такие услуги и аппаратура значительно дороже, чем при использовании систем сотовой связи. Но эффективность спутниковых систем значительно выше. Это связь в любое время, в любом месте, вне зависимости от зоны покрытия сотовых операторов, и в особенности там, где иного вида связи просто нет. Абонентам Globalstar и Inmarsat доступны как голосовая связь, так и прием/передача данных. Кроме того, абонентам Globalstar доступна услуга определения местоположения, не зависящая от системы GPS.
Терминалы системы Inmarsat уже установлены на грузовых автомобилях многих дорожно-транспортных компаний. Управляющий автопарком может отслеживать нахождение автомашин, инструктировать водителя, если необходимо изменить маршрут, посылать информацию относительно изменений в договоренностях о поставках грузов или условиях фрахтования. Например, голландская компания «Rynart Transport», специализирующаяся на поставках дорогостоящих грузов в восточную Европу, обычно посылает по два или три грузовика в группах, один из которых обязательно оборудован терминалом Inmarsat-C. Как заявил управляющий директор компании Франк Ринарт, такой терминал сокращает эксплуатационные расходы на 30%.
Аналогичные системы, предназначенные для различных автотранспортных предприятий, разрабатываются и в России. Одно из таких решений предлагает компания RRC. Система «Циклон» позволяет контролировать и управлять подвижными объектами в любой точке Земного шара. Она реализована на базе спутниковой системы связи Inmarsat-С/ системы сотовой связи GSM, и навигационной системы GPS. На транспортное средство устанавливаются датчик системы GPS, терминал системы Inmarsat-С/ терминал GSM и бортовой компьютер. Центральный серверный узел системы соединен с приемной станцией системы Inmarsat и подключен к сети Интернет. С помощью системы связи автомобиль постоянно сообщает о своем местоположении.
Также можно передать текстовое сообщение. Диспетчер, для того чтобы узнать о положении конкретного автомобиля, подключается через Интернет к центральному серверу. Также он может передать на конкретный автомобиль команду — текстовое сообщение. Система поддерживает режимы группового вызова, и режим запросов.