Звуковая катушка помещена в зазор цилиндрического магнита между его полюсами. Каркас катушки приклеен к бумажному диффузору, направляемому в сторону слушателя. Как только в катушке появляется электрический ток, вокруг ее витков образуется магнитное поле, которое взаимодействует с полем магнита. При одном направлении тока катушка выталкивается из зазора, при другом — втягивается в него.
Если же через катушку протекает переменный ток звуковой частоты, катушка колеблется в зазоре с такой же частотой. При этом диффузор тоже колеблется, создавая звуковые волны, — их мы и слышим.
После такого краткого экскурса в теорию, приступим к экспериментам с динамической головкой. Вам потребуются динамическая головка мощностью 1–2 Вт со звуковой катушкой сопротивлением 4–8 Ом, звонковая кнопка и батарея напряжением 4,5 В (ее можно составить из нескольких последовательно соединенных гальванических элементов). Эти детали соедините в последовательную цепь. К металлическому ободу головки прикрепите проволочный кронштейн и привяжите к нему отрезок швейной нитки с легким деревянным или пластмассовым шариком на конце — он должен лежать на диффузоре. Нажмите на кнопку. Через звуковую катушку потечет ток, диффузор вытолкнется и подбросит шарик.
Подключите динамическую головку параллельно головке радиоприемника или вместо нее — шарик будет подпрыгивать в такт с музыкой. Можно воспользоваться трансляционной сетью и включить в нее головку, но через понижающий трансформатор Т1 и переменный резистор R1. Резистором можно регулировать громкость звука, а значит, амплитуду колебаний диффузора и высоту подпрыгивания шарика.
Трансформатор лучше применить от абонентского трансляционного громкоговорителя, рассчитанного на работу от сети напряжением 15 В. Если его нет, в виде исключения только для проведения опыта, изготовьте трансформатор, использовав в качестве магнитопровода... гвозди. Для такого трансформатора сначала нужно склеить из плотной бумаги цилиндрический каркас со щечками по краям. Внутренний диаметр каркаса может быть 15...20 мм, длина — 20...25 мм. На каркас наматывают виток к витку вторичную обмотку — 100 витков провода ПЭВ или ПЭЛ диаметром 0,3...0,4 мм, а поверх нее — первичную, состоящую из 2000...2600 витков провода такой же марки, но диаметром 0,12...0,15 мм. После этого внутрь каркаса с обеих сторон вставляют гвозди.
Музыкальные произведения, передаваемые по трансляционной сети, будут теперь сопровождаться звуками подскакивающего шарика и его пируэтами в воздухе.
Заключительный этап проведенных экспериментов — изготовление оригинальной игрушки в виде необычной танцплощадки. На столе — небольшая коробка в виде импровизированной эстрады с фигуркой танцора на сцене и двумя ручками управления на лицевой стенке. Поворот одной ручки — и осветилась сцена, заиграла музыка, танцор «ожил», начал плясать, выполняя под ритм самые замысловатые движения руками, ногами, корпусом. Поворотом другой ручки можно подобрать оптимальное освещение сцены.
«Танцплощадка» состоит из нескольких деталей. Главная из них сцена 6, изготовленная из фанеры или другого прочного материала толщиной 5...8 мм. Дна у сцены нет, а в верхней крышке вырезано отверстие под динамическую головку 11. К диффузору головки (внутри гофра) приклеен резиновым клеем кружок 12 из чертежной бумаги. На этом кружке стоит фигурка танцора 5. Туловище фигурки вырезают из легкого материала, скажем бальзы, а трубочки для рук и ног — из сухой бузины или тоже бальзы. Через трубочки пропускают швейную нить и прикрепляют ее к туловищу так, чтобы трубочки легко сгибались относительно друг друга и туловища. С помощью такой же нити 4 фигурку прикрепляют к потолку 7. При этом ноги танцора должны касаться кружка динамической головки, но не сгибаться.
Спереди к сцене прикрепляют П-образную стоку 10, изготовленную из картона или плотной чертежной бумаги. Лицевую часть стойки нужно оформить так, чтобы было впечатление, что это — занавески и шторы, а также барьер сцены. В углах стойки с внутренней стороны укреплены держатели 8 — по два в каждом углу на некотором расстоянии друг от друга. Они изготовлены из картона.
В стойки ввернуты малогабаритные лампы 9, которые соединяют проводниками с деталями электрической цепи, расположенными внутри сцены. Потолок 7 склеивают из картона или плотной чертежной бумаги и приклеивают к стойке 10. Сзади к сцене и потолку прикрепляют винтами 1 стенку 2 с предварительно приклеенным к ней декоративным панно 3 — это может быть подходящая иллюстрация из журнала или собственный рисунок. Кстати, для склеивания картона и дерева наиболее удобен клей ПВА.
Теперь, наверное, понятно, почему фигурка танцора будет плясать. Ведь она касается бумажного кружка динамической головки. Стоит подать на головку сигнал звуковой частоты — и кружок начнет вместе с диффузором головки колебаться вверх-вниз, как в описанных выше экспериментах, а значит, подбрасывать ноги танцора. Фигурка придет в движение. Хотя колебания кружка едва заметны на глаз, скорость их и сила толчка достаточны, чтобы фигурка подпрыгивала сравнительно высоко, имитируя пируэты настоящего танцора.
Трансформатор может быть готовый либо самодельный — о нем рассказывалось выше. Лампы — на напряжение 2,5 В. Если освещения сцены будет недостаточно, придется установить две параллельно соединенные лампы на напряжение 3,5 В от карманного фонаря. Не исключено, что вместо батареи игрушку удастся питать от сетевого адаптера.