Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Половцы » Восточные завоевания половцев (печенегов).

Восточные завоевания половцев (печенегов).

Восточные завоевания половцев (печенегов).К середине X в. печенеги заняли в степях от Волги до Дуная громадные территории. О политической геогра­фии Печенежской земли, о размещении на ней отдель­ных печенежских орд, или фем, обстоятельно повествует все тот же Константин Багрянородный.
 
Дело в том, что печенеги в то время играли в истории восточно- и центральноевропейских народов и стран и в истории самой Византии весьма заметную роль. Этим они постоянно привлекали к себе внимание византийских политиков, строивших в расчете на них свои планы борьбы против окружавших их государств болгар, венгров, хазар, русов. Характерно, что свое сочинение — поучение сыну, назван­ное «Об управлении империей», Константин начинает с глав, характеризующих отношения всех этих народов с печенегами, значительную зависимость их от печенегов, грабящих их мирные поселения, мешающих торговле, вымогающих у них выкупы и откупы. Особенно страдали от печенегов венгры и болгары, которые «многократно были побеждены и ограблены ими, то по опыту узнали, что хорошо и выгодно всегда находиться в мире с па-чинакитами» .
 
После общей характеристики «международной обста­новки», осложненной печенегами, Константин переходит к описанию самой «Пачинакии», благодаря которому мы сейчас довольно отчетливо представляем картину расселе­ния печенегов времени их наибольшего могущества. Он писал, что страна печенегов делится на восемь фем. Фе-мы Цур (или Куарцицур), Кулпеи (Сирукалпеи), Тал-мат (Вороталмат), Цопон (Вулацопон) расположены к востоку от Днепра вплоть до Волги {Константин Багря­нородный, с. 157). Один из еврейских авторов, а именно Иосиф бен-Горион, также писавший свое сочинение в X в., сообщает, что на Волге кочевало племя тилмац. По-видимому, мы вполне можем сопоставить это наиме­нование с фемой Талмат, названной Константином. Уточняя далее местоположение восточной группы печенегов, Константин писал, что со­седями их были Узия и Хазария, расстояние от которых равнялось пяти дням пути (около 200 км), Алания, зем­ли которой лежали на шесть дней пути от кочевий пече­негов, и Мордия (мордва), находившаяся от них на рас­стоянии 10 дней пути.
 
Остальные четыре фемы: Хопон (Гиазихопон) «сосе­дит» с Булгарией, располагаясь всего в полдня пути от ее границ (15—20 км); Гила находится от Венгрии на рас­стоянии четырех дней пути: Харавои кочуют в одном дне пути от южной границы Росии, а Иртим (Иавдиертим) «соседит» «с подплатежными стране Росии местностями, с ультинами, дервлеыинами, лензанинами и прочими сла­вянами». В настоящее время мы хорошо знаем, где жило одно из названных Константином славянских пле­мен — дервленины-древляне: в междуречье Днепра и Буга, на южном берегу Припяти и ее притоков вплоть до границы со степью. Очевидно, южнее этой границы в степях кочевала орда Иртим. Константин неоднократно подчеркивал также, что печенеги очень близки к Херсону, «а к Боспору еще ближе», что, вероятно, означает, что их кочевья находились где-то па восточном берегу Азов­ского моря и на Таманском полуострове.
 
Сделанное Константином Багрянородным описание является наиболее полным и подробным рассказом о мес­топребывании печенегов в восточноевропейских степях в середине X в. Интересно, что хазарский каган Иосиф, писавший свое письмо Хасдаю ибн Шафруте, в то же время постарался вообще сказать о печенегах бегло, не упоминая того, что они фактически захватили всю тер­риторию каганата и расселились на ней, плотно окружив враждебным полукольцом домен самого кагана. Иосиф отвел им только бывшую Ателькузу, поместив их кочевья между Днепром и Дунаем. При этом каган еще и при­врал, сообщив, что все печенеги платят ему дань. Впрочем, хвастливый рефрен о дани, которую якобы платили ему все соседние народы, звучит у него после каждого упо­минания об этих народах и странах. Это и естественно, поскольку еще дед Иосифа правил действительно могу­щественной державой, которой подчинялись многие на­роды. Примириться с потерей этого могущества Иосифу было трудно, тем более признать его в письме-информа­ции о своем государстве.
 
Однако и умолчать о печенегах, нанесших Хазарии первый сокрушительный удар, он не мог, тем более что слух об их нашествии достиг уже Испании, в которой жил Хасдай ибн Шафрута — испан­ский еврей и сановник арабского (кордовского) халифа. Об этом свидетельствует хотя бы упоминание в «Песне о Роланде» «орд диких печенегов» (Песнь о Роланде, с. 97). Ясно, что о них знали и в Испании, и во Фран­ции, и в германских княжествах. Тем не менее Иосиф по возможности снизил трагическую роль этого парода в истории своей страны. А между тем печенеги фактически уничтожили каганат (Плетнева, 1986, с. 62—74). Они разрушили его эконо­мику: большинство богатых земледельческих поселков степной и лесостепной зон Подонья было сметено с лица земли. Население было частично уничтожено, частично вошло в кочевые подразделения печенегов. Только не­большое число их бежало на Дунай (в Дунайскую Бол­гарию), на Среднюю Волгу и в глухие уголки верховий Оскола и Дона, надежно защищенные от кочевых набе­гов лесными массивами. Какая-то часть болгаро-алапского населения Подонья отошла и в южные районы ка­ганата — в домен самого кагана. Заметно вырос погранич­ный донской городок Саркел, что прекрасно прослежива­ется археологически: культурные слои начала X в. па городище отличались особенным богатством и разнообра­зием находок.
 
Именно тогда появились в городе первые славянские переселенцы — жители пограничных с кагана­том славянских земель, бежавшие вместе с населением каганата от печенежского нашествия. Страшный урон претерпела торговля каганата, были нарушены его дип­ломатические связи. Печенеги, захватившие степи между Кубанью и Доном, отрезали Хазарию от Византийской империи. Кроме того, печенеги разрушили некоторые го­рода па побережье и поселения в Восточном Крыму. Та­ким образом, все жизненно важные артерии каганата, связывавшие его с союзниками, торговыми партнерами и данниками, были перерезаны. Государство неизбежно шло к гибели, к середине X в. оно сократилось практи« чески до размеров личного домена кагана, расположенно­го примерно на территории современной Калмыкии.
 
 Печенегам хазары уже не казались сколько-нибудь опасными врагами. Очевидно, каганат даже и не пытался изгнать их со своих бывших земель. Да в этом уже не было необходимости, так как земли все равно остались бы пустыми — заселить их было некому.
 
Итак, ни гузы, ни каганат не тревожили печенегов. Византия была далекой и еще недоступной страной — дойти до нее было невозможно, поскольку печенеги долж­ны были для этого пересечь Дунайскую Болгарию, оста­вив в тылу не только самих болгар, но и могучего, с каждым годом набирающего силу противника — Русь. Это была единственная реальная сила, способная проти­востоять кочевническим ордам.
04 ноя 2007, 10:37
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.