Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Прославление в произведениях М. В. Ломоносова родины, мира, науки и просвещения
Именно оду — лирический жанр, в котором, по словам В. К. Тредиаковского, «описывается... материя благородная, важная, редко — нежная и приятная в речах весьма пиитических и великолепных», поэт избрал наиболее удобной формой «беседы» с царями. Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, однако содержание и значение похвальных од Ломоносова неизмеримо шире и важнее их официально-придворной роли.
[sms]
Поэт писал оды, посвященные Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III и Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Как правило, Ломоносов давал свои советы в виде похвалы задела, которые монарх еще не совершил, но которые сам поэт считал важными и полезными для государства. Такая похвала, по мнению автора, обязывала правителя в будущем оказаться достойным ее.
В своих произведениях Ломоносов живо откликался на различные факты современной ему политической, культурной и научной жизни страны. Он писал о том, что было на самом деле, но делал это особым языком, риторически «шлифующим» реальные факты в аллегорических картинах, которые должны возбуждать чувства торжественного «веселья», радости перед «изрядством мира», счастья своей принадлежности чудесному государству— России, восставшей из «мрака» к «свету».
В своих произведениях Ломоносов живо откликался на различные факты современной ему политической, культурной и научной жизни страны. Он писал о том, что было на самом деле, но делал это особым языком, риторически «шлифующим» реальные факты в аллегорических картинах, которые должны возбуждать чувства торжественного «веселья», радости перед «изрядством мира», счастья своей принадлежности чудесному государству— России, восставшей из «мрака» к «свету».
Стиль од Ломоносова величественно-торжественный, приподнятый, пышный, соответствовал тому чувству национального подъема, гордости, ощущению величия и победы русской государственности, которые явились законным результатом петровского времени. Успехи России и вера в будущее русского народа определяют общий характер громозвучного стиля Ломоносова.
Он гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за вебя перед лицом любого врага. Но восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. В 1759 г. он писал Елизавете:
Воззри на плач осиротевших,
Воззри на слезы престаревших,
Воззри на кровь рабов твоих
Низвергни брань с концов земных.
Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «тишиной»:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна.
Почти в каждой оде он призывал правителей заботиться о сохранении мира. «Возможно ль при твоей державе в Европе страш-ну зреть войну», - обращался он в 1759 г. к Елизавете. Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г.:
Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук.
У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Перед восторженным взором поэта, вознесенного Музой «на верх Олимпа», «на верх Парнасских гор прекрасный», «на верх горы высокой», раскрывались географические громады «от Иберов до вод Курильских, от вечных льдов до токов Нильских». Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра, но все это требовало «искусством утвержденных рук».
Он гордился славой русского оружия и мощью русского государства, способного постоять за вебя перед лицом любого врага. Но восхищаясь военной мощью России, Ломоносов видел и те страдания, которые несет война простым людям. В 1759 г. он писал Елизавете:
Воззри на плач осиротевших,
Воззри на слезы престаревших,
Воззри на кровь рабов твоих
Низвергни брань с концов земных.
Поэтому, прославляя оборонительные войны, Ломоносов отдавал предпочтение мирному состоянию народов, которое называл «тишиной»:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна.
Почти в каждой оде он призывал правителей заботиться о сохранении мира. «Возможно ль при твоей державе в Европе страш-ну зреть войну», - обращался он в 1759 г. к Елизавете. Тот же призыв он повторил и в оде 1761 г.:
Размножить миром нашу славу
И выше как военный звук
Поставить красоту наук.
У Ломоносова была четко продуманная программа, касающаяся мирного процветания народов. Перед восторженным взором поэта, вознесенного Музой «на верх Олимпа», «на верх Парнасских гор прекрасный», «на верх горы высокой», раскрывались географические громады «от Иберов до вод Курильских, от вечных льдов до токов Нильских». Он прекрасно видел неисчерпаемые богатства России: ее полноводные реки, плодоносные земли, сказочные недра, но все это требовало «искусством утвержденных рук».
Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами. Так, в оде 1750 г. он обратился к точным наукам с призывом пройти: «землю и пучину, и степи, и глубокий лес, и нутр Рифейский, и вершину, и саму высоту небес...», исследовать «всечасно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет...» и обогатить русское государство своими открытиями.
Как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., Ломоносов мечтал о скорейшем культурном самоутверждении России в Европе. При этом он не считал научную деятельность привилегией дворянства, не ограничивал круг ученых рамками одного сословия. Ломоносов был убежден, что талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «российская земля».
Торжественные оды Ломоносова, патетически комментируя Успехи наук, военные победы, как бы опережали историю, вещали о совершаемых на глазах современников торжествах «российских Европий», как тогда говорили. Благодаря ему торжественная ода стала главенствующим жанром в России XVTII в., вопло-
щающим, по выражению К. Ф. Рылеева, «идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин».[/sms]
Как и все передовые, прогрессивно мыслящие люди XVIII в., Ломоносов мечтал о скорейшем культурном самоутверждении России в Европе. При этом он не считал научную деятельность привилегией дворянства, не ограничивал круг ученых рамками одного сословия. Ломоносов был убежден, что талантливых людей, «собственных Платонов» и «Невтонов», может «рождать» вся «российская земля».
Торжественные оды Ломоносова, патетически комментируя Успехи наук, военные победы, как бы опережали историю, вещали о совершаемых на глазах современников торжествах «российских Европий», как тогда говорили. Благодаря ему торжественная ода стала главенствующим жанром в России XVTII в., вопло-
щающим, по выражению К. Ф. Рылеева, «идеалы высоких чувств, мыслей и вечных истин».[/sms]
06 ноя 2007, 14:45
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.