Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 9 класс » Сочинение: Скоты, владеющие людьми (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Сочинение: Скоты, владеющие людьми (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Сочинение: Скоты, владеющие людьми (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпо­ху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы экс­плуатации крепостных крестьян достигли того предела, за кото­рым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало рус­скую самодержицу, стремившуюся лицемерной игрой в законода­тельство приостановить растущий гнев народа. Помещик-самодуры испытывали животный страх перед надвигающейся опасно­стью и требовали усиления репрессий.

Глубокое сочувствие и тревогу вызывало невыносимое по­ложение крестьян у просветителей, к которым принадлежал и Д. И. Фонвизин. Как и все просветители, Д; И. Фонвизин опасал­ся полной свободы крестьян, но ратовал за облегчение их участи, возлагая большие надежды на просвещение и воспитание.

За десять лет до «Недоросля», в начале 70-х годов XVIII в., А. П. Сумароков в стихотворной сатире «О благородстве» утверж­дал, что различие мужика и барина заключается вовсе не в про­исхождении, а в уме. Барин должен быть умнее, образованнее, ра­зумнее, а если этого нет, то как тогда можно оправдать крепостное право? И в той же сатире Сумароков с гневом спрашивает: «Ах, должно ли людьми скотине обладать?».
[sms]
В «Недоросле» на первое место вынесена тема помещичьего произвола. Главным критерием в оценке героев становится их от­ношение к крепостным крестьянам.

Действие происходит в имении Простаковых, где единоличной хозяйкой является госпожа Простакова. Любопытно отметить, что в перечне действующих лиц только ей и ее брату присвоено звание «госпожа», «господин», остальные герои названы или по фами­лии или по имени. Она действительно господствует в подвласт­ном ей мире, господствует нагло, деспотично, с полной уверенно­стью в собственной безнаказанности. Пользуясь сиротством Софьи, Простакова завладевает ее имением. Не спросив согласия девушки, решает выдать ее замуж. Однако в полной мере нрав этой «фурии» раскрывается в обращении с крепостными крестьянами. Простакова глубоко убеждена в своем праве оскорблять, обирать и наказывать крестьян, на которых она смотрит как на существа другой, низшей породы.

Благосостояние Простаковой держится на беззастенчивом ог­раблении крепостных. «С тех пор, — жалуется она Скотинину, — как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». Порядок в доме наводится бранью и побоями. «С утра до вечера, — снова жалуется Простакова, — как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: «По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день».

Примитивная натура Простаковой явственно раскрывается в резких переходах от наглости к трусости, от самодовольства к подобострастию. Она груба с Софьей, пока чувствует над ней свою власть, но, узнав о возвращении Стародума, мгновенно меняет свой тон и поведение. Когда Правдин объявляет решение отдать
Простакову под суд за бесчеловечное отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Но, вымолив прощение, тут же спешит расправиться с нерасторопными слугами, упус­тившими Софью: «Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу пооди­ночке».  

Брат Простаковой Скотинин родствен ей не только по крови, Но и по духу. Он в точности повторяет крепостническую практику своей сестры. «Не будь я Тарас Скотинин, — заявляет он, — если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обы­чай с тобою... а всякий убыток... сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду».

Присутствие в пьесе Скотинина подчеркивает широкое рас­пространение дворян, подобных Простаковой, придает ей.харак­тер типичности. Недаром в конце пьесы Правдин советует пре­дупредить других Скотининых о том, что произошло в имении Простаковых. Многие дворяне в умственном и гражданском раз­витии стоят столь низко, что их можно уподобить только живот­ным. Скоты, обладающие людьми, — вот та болезненная пробле­ма, которая с большой смелостью была поставлена Д. И. Фонви­зиным.

Он наделил героев подчеркнуто русскими именами, окружил их привычной обстановкой, сохранил на сцене русские обычаи. Госпожа Простакова — урожденная Скотинина — все время срав­нивается с собакой, Скотинин — со свиньями. Сами они настой­чиво называют себя скотами, животными. «Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?» — спрашивает Простакова. «Ах я, соба­чья дочь!» — заявляет она в другом месте. Низменный духов­ный облик Скотинина раскрывается в его пристрастии к «свин­кам». «Люблю свиней... — признается он, — а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, которая, встав на задние ноги, не была бы выше каждого из нас целой голо­вою». «Нет, сестра, — заявляет он Простаковой, — я своих поро­сят завести хочу». И Митрофан, по словам матери, «до свиней сызмала такой же охотник... Бывало, увидя свинку, задрожит от радости». «Аз есмь скот, — читает Митрофан по часослову, — а не человек».

Подлинный переворот совершил Фонвизин в области комедий­ного языка. Речь многих его героев заранее задана спецификой образа. В «Недоросле» особенно колоритны речи Простаковой, Скотинина, Еремеевны. Фонвизин сохраняет все неправильнос­ти языка своих невежественных героев: «перво-ет» вместо первый-то, «голоушка» — вместо головушка, «котора» вместо которая. Удачно использованы пословицы и поговорки. Грубую, распущен­ную натуру Простаковой хорошо раскрывают употребляемые ею вульгаризмы: «А ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши». С языка Простаковой не сходят бранные слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Изве­стие о болезни дворовой девки Палашки приводит ее в бешенство: «Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!»

На протяжении всей комедии Скотинины и Простаковы под­черкивают, что умны необыкновенно, особенно Митрофанушка. На самом же деле Простакова, ее муж и ее брат не умеют даже читать. Более того, они глубоко убеждены в бесполезности и не­нужности знаний. «Без науки люди живут и жили», — уверенно заявляет Простакова. Столь же дики и их общественные пред­ставления. Высокие должности существуют, по их глубокому убеждению, только для обогащения. По словам Простаковой, ее отец «воеводою был пятнадцати лет... не умел грамоте, а. умел достаточек нажить». Преимущества «благородного» сословия они видят в возможности оскорблять и обирать зависимых от них людей.

Причиной «злонравия» могут быть и плохие наставники. Обу­чение Митрофана поручено недоучившемуся семинаристу Кутей-кину, отставному Цыфиркину и бывшему кучеру, немцу Вральма­ну. Митрофан — одно из главных действующих лиц комедии. Ис­пользуя приемы речевой характеристики, Д. И. Фонвизин изоб­разил Митрофана как величайшего лентяя. Но дело не только, в учителях.
 
Характер и поведение Митрофана — естественный ре­зультат тех живых примеров, которыми он окружен в доме родите­лей. Самое же губительное влияние оказала на Митрофана Про­стакова. Ведь и имя его, в переводе с греческого, означает «подоб­ный матери», т. е. «являющий собой мать». От Простаковой Мит­рофан перенял грубость, жадность, презрение к труду и знаниям. Воспитание, которое мать хотела дать своему сыну, — скотское воспитание, воспитание животных потребностей.

Рабство развращает господ, помещиков, лишая их человеческих черт. Они превратили своих крестьян в скотов, но и сами стали скотами, утратив честь и совесть, забыв о человеческих и родствен­ных привязанностях.

Фонвизину удалось создать подлинно типические образы, ко­торые стали нарицательными и пережили свое время. Нарица­тельными стали имена Митрофанушки, Скотинина, Проста­ковой.[/sms]
06 ноя 2007, 15:06
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.