Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 9 класс » Сочинение: «Мильон терзаний» А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: «Мильон терзаний» А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: «Мильон терзаний» А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Комедия «Горе от ума» была написана в то время, когда окру­жение императора чутко реагировало на умонастроения, царив­шие в среде дворянской молодежи. Власть придержащие старались удалить неблагонадежных людей из столицы, чтобы они не явля­лись возмутителями общественного спокойствия. Ярким приме­ром этому может служить судьба А. С. Пушкина.
 
В 1820 году встал вопрос о ссылке поэта в связи с тем, что он позволил себе выходку в театре, не позволительную по отношению к существующему ре­жиму. Его «урок царям» стал наказанием ему самому продолжи­тельностью в пять лет. Можно вспомнить судьбу друга А. С. Пуш­кина — П. Чаадаева, умнейшего, высокообразованного человека. Живя уединенно в своем имении, он не только приобрел «славу» чудака, затворника, но и сумасшедшего — так столичное обще­ство объяснило его поступок. Неудивительно, что, когда списки «Горя от ума» стали ходить по аристократическим салонам Мос­квы, многие углядели в образе главного героя реальное лицо — П. Чаадаева.
[sms]
Чтобы избежать прямых аналогий, А. С. Грибоедову пришлось поменять фамилию «Чадский» на «Чацкий». Комедия настолько будоражила умы людей, настолько животрепещущими оказались поднятые проблемы, что реакция властей не заставила себя ждать: «Горе от ума» не была допущена к публикации, а сам Грибоедов был отправлен на новое место службы. «Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столице», — так озвучил в пьесе позицию самодержавия представитель «века минувшего» Фамусов.

Чем же не угодил Чацкий московскому обществу? Для этого давайте воссоздадим историю жизни Чацкого до момента его по­явления на сцене. Главный герой сызмальства воспитывался в доме Фамусовых. Хозяин дома, как мог, старался заменить ему умер­ших родителей. Дал ему хорошее образование, пытался ввести в кругзнатных влиятельныхлюдей, которые помогли бы в будущем молодому человеку сделать карьеру, дойти «до степеней известных». Живя бок о бок с Софьей, Чацкий мог по достоинству оценить ее доброту, ум, искренность, его первая юношеская любовь была вза­имной — умная, начитанная, самостоятельная в сужденияхдевуш-ка тоже выделяла Александра из московского круга: «Остер, умен, красноречив».
 
В пору юности Чацкий знакомится с дворянами, проповедавшими передовые убеждения. Желая принести пользу обществу, он поступает на государственную службу. И тут ждет его большое разочарование: убеждения героя, его юношеские мечты разбиваются о лицемерие и ханжескую мораль представителей «века минувшего»: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»... Он начинает понимать, что ценится не ум, благородство, а знатность происхож­дения, богатство, связи.

Чацкий разочаровывается в службе: «Служить бы рад, при­служиваться тошно». Но у него есть надежда, что он любим, что его ждут в Москве, что есть на свете та единственная, которая готова разделить и горечь разочарования, и минуты блаженства. Чацкий бросает Петербург и едет в Москву. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — радостно приветствует он Софью. Он помнит, как еще несколько лет назад в доме Фамусовых все вос­хищались его остроумием. «Кто так чувствителен, и весел, и ос­тер, как Александр Андреевич Чацкий!» — вспоминает Лиза. Однако время его юношеского обаяния ушло, наступила пора взросления. Из остроумного, искрометного Чацкого он превра­щается в желчного скептика.

В своих проповедях Чацкий не щадит никого: ни Фамусова, который воспитал его как родного сына; ни Молчалина, усердно движущегося к заветной цели; ни Репетилова, радостно бросаю­щегося ему навстречу. «Не человек, змея!» — возмущается Софья. За время отсутствия Чацкого она сама стала достойным предста­вителем московского общества. Да и какой прием ожидал увидеть Александр Андреевич, если сам за три года отсутствия не написал своим близким, ни разу не заехал хотя бы на денек. Просто удиви­тельно, когда видишь, что умный образованный человек не соблю­дает элементарных норм приличия: открыто не уважает Фамусо­ва, язвит над Молчалиным, высмеивает Скалозуба. Да, безуслов­но, «он малый с головой, и славно пишет, переводит». Но какмож-но быть в обществе никчемных, с его точки зрения, людей и тут же заниматься их обличением? Поведение Чацкого вызывает у всех недоумение. Но скоро благодаря Софье московское общество на­ходит объяснение.

Чацкий безумен! Девушка сама с удовольствием рождает эту сплетню. Это ее месть за то, что Александр Андреевич оскорби­тельно отзывался о предмете ее любви — Молчалине. Вот это уж действительно — герой ее романа: «Уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства». Но самое главное: «Чужих и вкривь и вкось не рубит...» С таким можно и в свет выйти, и дома он будет приятен и любезен. Одним словом, «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей» — полная противоположность Чацкому.
 
Чац­кий, с точки зрения московского общества и Софьи, не является завидным женихом: и душ-то у него триста, и «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», с министрами в Петербурге разругал­ся, в обществе держать себя не умеет. Будущее с таким мужем неопределенно; скорей всего жить отшельницей где-нибудь в деревне да ворчать на весь белый свет, который отвергает таких, как Чацкий. Нет в Александре Андреевиче тех достоинств, кото­рые могли бы восхитить Софью, поэтому ее равнодушие к нему в начале пьесы перерастает в ненависть к третьему действию. Чацкий изгнан из московского общества, оскорбленный, он про­износит свой последний монолог, в котором со всей силой обли­чает ханжескую мораль мира Фамусовых. Он покидает Москву, не в силах бороться с представителями «века минувшего».

А стоило ли бороться?

Образ Чацкого неоднозначно оценивали писатели и поэты XIX века. Необходимо сказать, что передовое дворянство крити­чески отнеслось к образу Чацкого. «Первый признак умного че­ловека, — писал А. С. Пушкин А. А. Бестужеву, — с первого взгля­да знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репети-ловыми»... Негативное отношение к поступкам своего героя А. С. Грибоедов выразил даже в заглавии. Если первоначально комедия называлась «Горе уму», то в конечной редакции — «Горе от ума».
 
Спустя 40 лет акценты в трактовке основной проблема­тики сместились. И если раньше подвергали критике прежде всего главного героя, его поступки, то литературные критики 60-х го­дов увидели в нем недюженную натуру, пытающуюся взорвать общественные устои. Чацкий для поколения шестидесятников воплощал силы прогресса, того нового, что приходило на смену миру Фамусовых и было неотвратимым, неизбежным. Поэтому И. А. Гончаров утверждал, что «каждое д§ло, требующее обновле­ния, вызывает тень Чацкого».[/sms]
06 ноя 2007, 16:26
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.