Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: «Мильон терзаний» А. Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
В 1820 году встал вопрос о ссылке поэта в связи с тем, что он позволил себе выходку в театре, не позволительную по отношению к существующему режиму. Его «урок царям» стал наказанием ему самому продолжительностью в пять лет. Можно вспомнить судьбу друга А. С. Пушкина — П. Чаадаева, умнейшего, высокообразованного человека. Живя уединенно в своем имении, он не только приобрел «славу» чудака, затворника, но и сумасшедшего — так столичное общество объяснило его поступок. Неудивительно, что, когда списки «Горя от ума» стали ходить по аристократическим салонам Москвы, многие углядели в образе главного героя реальное лицо — П. Чаадаева.
[sms]
Чтобы избежать прямых аналогий, А. С. Грибоедову пришлось поменять фамилию «Чадский» на «Чацкий». Комедия настолько будоражила умы людей, настолько животрепещущими оказались поднятые проблемы, что реакция властей не заставила себя ждать: «Горе от ума» не была допущена к публикации, а сам Грибоедов был отправлен на новое место службы. «Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столице», — так озвучил в пьесе позицию самодержавия представитель «века минувшего» Фамусов.
Чем же не угодил Чацкий московскому обществу? Для этого давайте воссоздадим историю жизни Чацкого до момента его появления на сцене. Главный герой сызмальства воспитывался в доме Фамусовых. Хозяин дома, как мог, старался заменить ему умерших родителей. Дал ему хорошее образование, пытался ввести в кругзнатных влиятельныхлюдей, которые помогли бы в будущем молодому человеку сделать карьеру, дойти «до степеней известных». Живя бок о бок с Софьей, Чацкий мог по достоинству оценить ее доброту, ум, искренность, его первая юношеская любовь была взаимной — умная, начитанная, самостоятельная в сужденияхдевуш-ка тоже выделяла Александра из московского круга: «Остер, умен, красноречив».
Чем же не угодил Чацкий московскому обществу? Для этого давайте воссоздадим историю жизни Чацкого до момента его появления на сцене. Главный герой сызмальства воспитывался в доме Фамусовых. Хозяин дома, как мог, старался заменить ему умерших родителей. Дал ему хорошее образование, пытался ввести в кругзнатных влиятельныхлюдей, которые помогли бы в будущем молодому человеку сделать карьеру, дойти «до степеней известных». Живя бок о бок с Софьей, Чацкий мог по достоинству оценить ее доброту, ум, искренность, его первая юношеская любовь была взаимной — умная, начитанная, самостоятельная в сужденияхдевуш-ка тоже выделяла Александра из московского круга: «Остер, умен, красноречив».
В пору юности Чацкий знакомится с дворянами, проповедавшими передовые убеждения. Желая принести пользу обществу, он поступает на государственную службу. И тут ждет его большое разочарование: убеждения героя, его юношеские мечты разбиваются о лицемерие и ханжескую мораль представителей «века минувшего»: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!»... Он начинает понимать, что ценится не ум, благородство, а знатность происхождения, богатство, связи.
Чацкий разочаровывается в службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но у него есть надежда, что он любим, что его ждут в Москве, что есть на свете та единственная, которая готова разделить и горечь разочарования, и минуты блаженства. Чацкий бросает Петербург и едет в Москву. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — радостно приветствует он Софью. Он помнит, как еще несколько лет назад в доме Фамусовых все восхищались его остроумием. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреевич Чацкий!» — вспоминает Лиза. Однако время его юношеского обаяния ушло, наступила пора взросления. Из остроумного, искрометного Чацкого он превращается в желчного скептика.
В своих проповедях Чацкий не щадит никого: ни Фамусова, который воспитал его как родного сына; ни Молчалина, усердно движущегося к заветной цели; ни Репетилова, радостно бросающегося ему навстречу. «Не человек, змея!» — возмущается Софья. За время отсутствия Чацкого она сама стала достойным представителем московского общества. Да и какой прием ожидал увидеть Александр Андреевич, если сам за три года отсутствия не написал своим близким, ни разу не заехал хотя бы на денек. Просто удивительно, когда видишь, что умный образованный человек не соблюдает элементарных норм приличия: открыто не уважает Фамусова, язвит над Молчалиным, высмеивает Скалозуба. Да, безусловно, «он малый с головой, и славно пишет, переводит». Но какмож-но быть в обществе никчемных, с его точки зрения, людей и тут же заниматься их обличением? Поведение Чацкого вызывает у всех недоумение. Но скоро благодаря Софье московское общество находит объяснение.
Чацкий безумен! Девушка сама с удовольствием рождает эту сплетню. Это ее месть за то, что Александр Андреевич оскорбительно отзывался о предмете ее любви — Молчалине. Вот это уж действительно — герой ее романа: «Уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства». Но самое главное: «Чужих и вкривь и вкось не рубит...» С таким можно и в свет выйти, и дома он будет приятен и любезен. Одним словом, «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей» — полная противоположность Чацкому.
Чацкий разочаровывается в службе: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Но у него есть надежда, что он любим, что его ждут в Москве, что есть на свете та единственная, которая готова разделить и горечь разочарования, и минуты блаженства. Чацкий бросает Петербург и едет в Москву. «Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног», — радостно приветствует он Софью. Он помнит, как еще несколько лет назад в доме Фамусовых все восхищались его остроумием. «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреевич Чацкий!» — вспоминает Лиза. Однако время его юношеского обаяния ушло, наступила пора взросления. Из остроумного, искрометного Чацкого он превращается в желчного скептика.
В своих проповедях Чацкий не щадит никого: ни Фамусова, который воспитал его как родного сына; ни Молчалина, усердно движущегося к заветной цели; ни Репетилова, радостно бросающегося ему навстречу. «Не человек, змея!» — возмущается Софья. За время отсутствия Чацкого она сама стала достойным представителем московского общества. Да и какой прием ожидал увидеть Александр Андреевич, если сам за три года отсутствия не написал своим близким, ни разу не заехал хотя бы на денек. Просто удивительно, когда видишь, что умный образованный человек не соблюдает элементарных норм приличия: открыто не уважает Фамусова, язвит над Молчалиным, высмеивает Скалозуба. Да, безусловно, «он малый с головой, и славно пишет, переводит». Но какмож-но быть в обществе никчемных, с его точки зрения, людей и тут же заниматься их обличением? Поведение Чацкого вызывает у всех недоумение. Но скоро благодаря Софье московское общество находит объяснение.
Чацкий безумен! Девушка сама с удовольствием рождает эту сплетню. Это ее месть за то, что Александр Андреевич оскорбительно отзывался о предмете ее любви — Молчалине. Вот это уж действительно — герой ее романа: «Уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства». Но самое главное: «Чужих и вкривь и вкось не рубит...» С таким можно и в свет выйти, и дома он будет приятен и любезен. Одним словом, «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей» — полная противоположность Чацкому.
Чацкий, с точки зрения московского общества и Софьи, не является завидным женихом: и душ-то у него триста, и «чин следовал ему — он службу вдруг оставил», с министрами в Петербурге разругался, в обществе держать себя не умеет. Будущее с таким мужем неопределенно; скорей всего жить отшельницей где-нибудь в деревне да ворчать на весь белый свет, который отвергает таких, как Чацкий. Нет в Александре Андреевиче тех достоинств, которые могли бы восхитить Софью, поэтому ее равнодушие к нему в начале пьесы перерастает в ненависть к третьему действию. Чацкий изгнан из московского общества, оскорбленный, он произносит свой последний монолог, в котором со всей силой обличает ханжескую мораль мира Фамусовых. Он покидает Москву, не в силах бороться с представителями «века минувшего».
А стоило ли бороться?
Образ Чацкого неоднозначно оценивали писатели и поэты XIX века. Необходимо сказать, что передовое дворянство критически отнеслось к образу Чацкого. «Первый признак умного человека, — писал А. С. Пушкин А. А. Бестужеву, — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репети-ловыми»... Негативное отношение к поступкам своего героя А. С. Грибоедов выразил даже в заглавии. Если первоначально комедия называлась «Горе уму», то в конечной редакции — «Горе от ума».
А стоило ли бороться?
Образ Чацкого неоднозначно оценивали писатели и поэты XIX века. Необходимо сказать, что передовое дворянство критически отнеслось к образу Чацкого. «Первый признак умного человека, — писал А. С. Пушкин А. А. Бестужеву, — с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репети-ловыми»... Негативное отношение к поступкам своего героя А. С. Грибоедов выразил даже в заглавии. Если первоначально комедия называлась «Горе уму», то в конечной редакции — «Горе от ума».
Спустя 40 лет акценты в трактовке основной проблематики сместились. И если раньше подвергали критике прежде всего главного героя, его поступки, то литературные критики 60-х годов увидели в нем недюженную натуру, пытающуюся взорвать общественные устои. Чацкий для поколения шестидесятников воплощал силы прогресса, того нового, что приходило на смену миру Фамусовых и было неотвратимым, неизбежным. Поэтому И. А. Гончаров утверждал, что «каждое д§ло, требующее обновления, вызывает тень Чацкого».[/sms]
06 ноя 2007, 16:26
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.