Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический — потому что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки», психологический — потому что идейным и сюжетным центром в нем являются не события, а личность главного героя, его духовная жизнь. «В этом человеке есть сила духа и могущество воли, — писал В. Г. Белинский, — в самых пороках его проблескивает что-то великое, как молния в черных тучах, и он прекрасен, полон поэзии даже в те минуты, когда человеческое чувство восстает на негр: ему другое предназначение, другой путь... Его страсти — бури, очищающие сферу духа...» Таков Печорин — главный герой романа «Герой нашего времени». Поэтому психологическое богатство романа заключено, прежде всего, в образе «героя времени».
[sms]
Роман построен как серия повестей, которые, возможно, задумывались как отдельные произведения, но были в итоге объединены в сложную композиционную структуру, подчиненную раскрытию характера главного героя.
Автор использует принцип хронологической инверсии — повести, входящие в роман, расположены не в том порядке, в котором реально могли бы происходить описанные события. Исходя из хронологической последовательности событий, первой повестью романа должна была быть «Тамань». В Тамани Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем «Княжна Мери». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под начальство Максима Максимыча. Затем — «Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вудичем.
Автор использует принцип хронологической инверсии — повести, входящие в роман, расположены не в том порядке, в котором реально могли бы происходить описанные события. Исходя из хронологической последовательности событий, первой повестью романа должна была быть «Тамань». В Тамани Печорин останавливается по пути из Петербурга на Кавказ. Затем «Княжна Мери». Печорин переезжает на воды, живет в Пятигорске и Кисловодске, убивает на дуэли Грушницкого. Из «Бэлы» мы узнаем, что за это он был выслан в кавказскую крепость под начальство Максима Максимыча. Затем — «Фаталист». Печорин приезжает в казачью станицу, знакомится с Вудичем.
Прожив несколько Лет в Петербурге, Печорин уходит в отставку и едет в Персию. В пути, во Владикавказе, он встречается с Максимом Максимычем и странствующим офицером — это повесть «Максим Максимыч». Возвращаясь из Персии, Печорин умирает. Об этом повествователь рассказывает в предисловии к «Журналу Печорина».
Однако психологическая сложность центрального образа заставила Лермонтова отказаться от последовательного изображения. Предыстория Печорина намеренно исключена, и это придает его биографии некоторую таинственность. Автор постепенно знакомит читателя со своим героем, мастерски используя прием нарастания раскрытия тайны — его внутреннего мира, его психологии. Лермонтов ведет читателя от загадки (описание поступков Печорина в первых трех повестях) к разгадке (объяснение мотивов в четвертой и пятой повестях).
Однако психологическая сложность центрального образа заставила Лермонтова отказаться от последовательного изображения. Предыстория Печорина намеренно исключена, и это придает его биографии некоторую таинственность. Автор постепенно знакомит читателя со своим героем, мастерски используя прием нарастания раскрытия тайны — его внутреннего мира, его психологии. Лермонтов ведет читателя от загадки (описание поступков Печорина в первых трех повестях) к разгадке (объяснение мотивов в четвертой и пятой повестях).
Таким образом, роман имеет «вершинную композицию», биография героя предстает перед читателем в кульминационных точках. При этом каждая повесть романа опирается на определенную литературную традицию. «Бэла» соединяет в себе черты путевого очерка и романтической новеллы о любви европейца к «дикарке»; «Княжна Мери» — «светская повесть»; «Тамань» — лирическая новелла с невыраженным сюжетом и атмосферой таинственности; «Фаталист» — рассказ о «таинственном случае», характерный для фантастической прозы 30-х годов XIX века. Важным моментом в раскрытии композиции «Героя нашего времени» является и то, кто рассказывает о происходящем. Смена рассказчика также позволяет Лермонтову более глубоко и всеобъемлюще раскрыть внутренний мир своего героя.
В «Бэле» о герое рассказывает Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч — человек добрый, он искренне привязан к Печорину, но понять его не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, — это «славный малый», «но с большими странностями». Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох.
В «Бэле» о герое рассказывает Максим Максимыч — штабс-капитан, прослуживший с ним год на Кавказе. Максим Максимыч — человек добрый, он искренне привязан к Печорину, но понять его не в состоянии. Единственное, что он может сказать о нем, — это «славный малый», «но с большими странностями». Их разделяет не только разница социального положения и возраст. Они — люди принципиально различных типов сознания и дети разных эпох.
История трагической любви Печорина, разочарованность, тоска поражают добродушного Максима Максимыча, но разгадать душу своего подчиненного он не может. Зачем Печорину понадобилась Бэла, почему, едва добившись ее любви, он скучает и томится; отчего бросился отбивать ее у Казбича; что мучило его у постели умирающей Бэлы и почему засмеялся, когда добрейший Максим Максимыч попытался его утешить? Все эти вопросы остаются без ответа.
Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. В главе «Максим Максимыч» завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает путешествующий офицер. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Подробно описывая внешность, повествова-^ тель пытается понять характер Печорина, и таинственному герою «кавказской новеллы» придаются какие-то живые черты. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..» Он хочет узнать, что скрывают эти глаза, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина, где автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе.
Роман продолжает «Журнал Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открвшимся на людях. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». Его предваряет предисловие повествователя, и мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений умазрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своем поколении: «...мы жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...». И мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности, вникаем в историю его души и задумываемся над судьбой «героя» и над характером «времени».
«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Такая «кольцевая» композиция подчеркивает обреченность героя. Печорин пытается решить самый сложный для себя вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой?' «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» — спрашивает он.
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно дается картина взаимоотношений общества и личности.
Своеобразно в романе также изображение природы Кавказа и быта горцев. Мы знаем, что тема Кавказа постоянно привлекала внимание Лермонтова, в своих стихотворениях, поэмах он воспевал живописную природу и могучие, неукротимые характеры. Но в «Герое нашего времени» природа приближена к человеку, она помогает понять его мысли и чувства. Картины повседневного быта горцев обрисованы скупо и точно, отражая реальную действитель- ность. В такой же удивительно простой и реалистической манере изображены характеры Казбича, Азамата и Бэлы. Обычаи, заветы, мораль предков являются определяющими в их поведении.
Неоспоримая заслуга Лермонтова состоит в том, что он нашел новые художественные средства, каких еще не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, своеобразно «выстраивая» их, раскрывая образ одного героя через восприятие другого.[/sms]
Лишь один раз мы видим Печорина, как его видит автор. В главе «Максим Максимыч» завеса тайны начинает приподниматься. Место рассказчика занимает путешествующий офицер. Это человек, явно понимающий Печорина, они люди одного поколения, люди одного круга. Подробно описывая внешность, повествова-^ тель пытается понять характер Печорина, и таинственному герою «кавказской новеллы» придаются какие-то живые черты. Особое внимание рассказчик уделяет глазам: «Они не смеялись, когда он смеялся!..» Он хочет узнать, что скрывают эти глаза, и потому с радостью берет у Максима Максимыча записки Печорина, где автор предоставляет самому Печорину рассказать о себе.
Роман продолжает «Журнал Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать в своем дневнике, но никогда бы не открвшимся на людях. «Журнал Печорина» — это своего рода «роман в романе». Его предваряет предисловие повествователя, и мы читаем важные слова: «Может быть, некоторые читатели захотят узнать мое мнение о характере Печорина? Мой ответ — заглавие этой книги». Итак, Печорин — герой своего времени, личность типичная, лицо эпохи. Однако глубоко понять его поможет только исповедь самого героя.
«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» — «история души человеческой, следствие наблюдений умазрелого над самим собою». Исповедальный характер дневниковых записей роднит роман Лермонтова с его лирикой. Жажда жизни, поиск истинных ценностей, смысла человеческого существования порой приобретают в личности Печорина жесткие и жестокие формы. Разочарованность, скука, страдание — спутники его жизни и жизни людей, связавших с ним свою судьбу.
Заключительная глава «Фаталист» на первый взгляд кажется лишней, выпадающей из закономерного развития романа. Но на самом деле в «Фаталисте» заключена важнейшая мысль повествования, к ней постепенно вел нас автор. Печорин переходит от самооценки к размышлению о своем поколении: «...мы жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению...». И мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности, вникаем в историю его души и задумываемся над судьбой «героя» и над характером «времени».
«Фаталист» возвращает нас в крепость, где произошла трагедия с Бэлой. Такая «кольцевая» композиция подчеркивает обреченность героя. Печорин пытается решить самый сложный для себя вопрос: насколько человек волен распоряжаться своей судьбой?' «И если точно есть предопределение, то зачем же нам дана воля, рассудок?» — спрашивает он.
Таким образом, в романе рассматриваются социальные, нравственные и философские проблемы. Психологически точно дается картина взаимоотношений общества и личности.
Своеобразно в романе также изображение природы Кавказа и быта горцев. Мы знаем, что тема Кавказа постоянно привлекала внимание Лермонтова, в своих стихотворениях, поэмах он воспевал живописную природу и могучие, неукротимые характеры. Но в «Герое нашего времени» природа приближена к человеку, она помогает понять его мысли и чувства. Картины повседневного быта горцев обрисованы скупо и точно, отражая реальную действитель- ность. В такой же удивительно простой и реалистической манере изображены характеры Казбича, Азамата и Бэлы. Обычаи, заветы, мораль предков являются определяющими в их поведении.
Неоспоримая заслуга Лермонтова состоит в том, что он нашел новые художественные средства, каких еще не знали ни русская, ни западная литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, своеобразно «выстраивая» их, раскрывая образ одного героя через восприятие другого.[/sms]
07 ноя 2007, 13:26
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.