Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Причины трагедии Печорина и Онегина
Евгений Онегин — молодой дворянский интеллигент начала XIX века, а Григорий Печорин — молодой человек, принадлежащий уже к поколению 30-х годов. Оба они представители высшего светского общества. Их «лучшие» молодые годы проходят в «борьбе с собой и светом». «В первой моей молодости... — рассказывает Печорин Максиму Максимычу, — я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели». То же происходит и с Онегиным.
«Условий света свергнув бремя», оба они пытались заняться наукой, чтением книг, но охладели и к ним. Оба отрицают любовь и счастье в семейной жизни. Основное же сходство этих героев состоит в том, что оба они являются представителями мыслящих людей своего времени, обладают несомненным умом и критически относятся к себе и свету.
[sms]
[sms]
Характер пушкинского героя сложен и противоречив, сочетание его положительных и отрицательных качеств постоянно обнаруживается на протяжении всего романа, но чем больше мы узнаем об Онегине, тем больше убеждаемся, что основные черты его характера обусловлены влиянием воспитания и общественного положения. Отец, богатый чиновник, поручил воспитание сына иностранным гувернерам и гувернанткам, которые учили его «шутя», не слишком обременяясь своими обязанностями. Подобно многим молодым людям его времени, в юности Онегин был увлечен светом, но свет скоро наскучил ему. Получив наследство, он едет в деревню, надеясь воскреснуть и освежиться в тиши уединения, на лоне природы. Там он некоторое время находит для себя интересные занятия, но вскоре опять начинает скучать.
Автор неоднократно подчеркивает, что преимущественное состояние Евгения — скука. Ничто не может развеять его «тоскующую лень», «труд упорный ему был тошен», нет применения его творческим силам: он дожил до двадцати шести лет «без цели, без трудов», томясь «в бездействии досуга». Но нельзя сказать, что светская жизнь убила в Онегине чувства, — она, по словам Белинского, только «охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям».
Автор неоднократно подчеркивает, что преимущественное состояние Евгения — скука. Ничто не может развеять его «тоскующую лень», «труд упорный ему был тошен», нет применения его творческим силам: он дожил до двадцати шести лет «без цели, без трудов», томясь «в бездействии досуга». Но нельзя сказать, что светская жизнь убила в Онегине чувства, — она, по словам Белинского, только «охолодила к бесплодным страстям и мелочным развлечениям».
Знакомясь с героем далее, мы видим, что он не был ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила поэзия и что вообще он был не из числа обыкновенных людей. Озлобленный ум также является признаком глубокой натуры. А разочарование в жизни и в себе самом свойственно людям, которые, желая «многого», не удовлетворяются «ничем». Бездеятельность и пошлость душат Евгения, но он не может найти себе занятия по душе, зато хорошо понимает, что его не устраивает то, чем так «счастлива самолюбивая посредственность».
Эгоизм и безразличие героя к чувствам окружающих его людей повлекли за собой то, что он, как и Лермонтове кий Печорин, приносит другим лишь страдания. Так, дружба с Ленским оканчивается трагически (как ни протестовал благородный ум Евгения против дуэли, верх взяли социальные условности, сформированные светом). Любовь проходит мимо, так как «науку страсти нежной» он изучал в светских салонах и гостиных, где ценилось умение «лицемерить». Естественно, что испорченный светом, он не смог оценить искренности и свежести чувства Татьяны. И лишь позже, потрясенный убийством Ленского, он обрел способность к большому сильному чувству.
И все же Онегин обладает многими положительными качествами: проницательным умом, способностью к честности в отношениях с людьми. Праздность и пошлость избранного общества давят на него. Здесь он «казался чужим», так как был выше уровнем, чем посредственные представители данного круга. И это общество старается подвести Евгения под свои рамки.
Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Его скептицизм, разочарование — это отражение общего «недуга новейших россиян», который охватил в начале XIX века лучших представителей дворянской интеллигенции. «Не натура, не страсти, не заблуждения личные сделали Онегина лохожим на этот портрет, — делает вывод Белинский, — а век», и продолжает далее: «Другой поэт представил нам другого Онегина под именем Печорина, — пушкинский Онегин с каким-то самоотвержением отдался зевоте; лермонтовский Печорин бьется насмерть с жиз- нию и насильно хочет у нее вырвать свою долю; в дорогах — разница, а результат один...»
Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же
был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».
И все же Онегин обладает многими положительными качествами: проницательным умом, способностью к честности в отношениях с людьми. Праздность и пошлость избранного общества давят на него. Здесь он «казался чужим», так как был выше уровнем, чем посредственные представители данного круга. И это общество старается подвести Евгения под свои рамки.
Онегинский характер сформировался в определенных общественных условиях, в определенную историческую эпоху. Его скептицизм, разочарование — это отражение общего «недуга новейших россиян», который охватил в начале XIX века лучших представителей дворянской интеллигенции. «Не натура, не страсти, не заблуждения личные сделали Онегина лохожим на этот портрет, — делает вывод Белинский, — а век», и продолжает далее: «Другой поэт представил нам другого Онегина под именем Печорина, — пушкинский Онегин с каким-то самоотвержением отдался зевоте; лермонтовский Печорин бьется насмерть с жиз- нию и насильно хочет у нее вырвать свою долю; в дорогах — разница, а результат один...»
Онегин жил в 20-е годы, до восстания декабристов, в пору общественно-политического оживления. Печорин — молодой человек 30-х годов, времени разгула реакции, когда декабристское восстание было уже подавлено. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал показать Пушкин в десятой главе своего романа), Печорин же
был лишен такой возможности, а революционные демократы как общественная сила еще не заявили о себе. Потому Белинский и подчеркивал, что «Онегин скучает, а Печорин глубоко страдает».
Такое «страдательное» положение Печорина вызвано еще и тем, что он во многом глубже и одареннее Онегина. Глубокий ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, и в то же время он самокритичен. Он холоден, высокомерен, но нельзя сказать, что ему чужды чувства, и нельзя назвать его инфантильным, тем более,
безвольным человеком. Вместе с тем, его характер очень противоречив. Как говорит сам герой: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя.
Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивал странности во внешнем облике: ему уже около двадцати пяти лет, а «в его улыбке что-то детское», глаза его «не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти...», а «взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе столь равнодушно-спокойное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если бы не был столь равнодушно-спокоен».
Походка Печорина «была небрежна и ленива, но... он не размахивал руками, — верный признак некоторой скрытности характера». С одной стороны, у Печорина «крепкое сложение», а с другой — «нервическая слабость».
Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям, но, в то же время, его душа находится в поиске, он стремится к деятельности, к тому же с любовью относится к природе. Противоречия проявляются и в его отношении к женщинам. Здесь им движет тщеславие, честолюбие: «возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» — говорит герой. Однако его отношение к Вере свидетельствует о способности к глубокому чувству. Печорин признается: «При возможности потерять ее навеки, Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья!»
С горьким чувством Печорин расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половинадуши. Он понимает, что ему «было назначение высокое», чувствует «в душе... силы необъятные», однако растрачивает свою жизнь на мелкие поступки, недостойные его. Причину своей трагедии Печорин видит в том, что его «душа испорчена светом». Это означает, что он так и не смог вырваться из общества, окружающего его, до конца преодолеть его нравы и устои.
Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью, но они отражают также трагедию целого поколения того времени. Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии», и трагедия его в том, что такие люди «не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного... счастья».
Мы видим сходство образов Онегина и Печорина, ту трагедию, которая объединяет этих персонажей, представителей разного времени, но столкнувшихся с одной и той же проблемой. Оба они оказались «лишними людьми», одинокими в русском дворянском обществе, в котором непонятым и непринятым оказывается любой, кто сколько-нибудь выделяется из общей «серой» массы. Это приводит к личной трагедии, сломанной судьбе таких людей. [/sms]
07 ноя 2007, 14:13
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.