Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Образ нигилиста в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Бросается в глаза равнодушие Базарова к вопросам государственного устройства, к борьбе вокруг проектов «крестьянской» реформы, к революционной пропаганде, к журнальной публицистике, — ко всему тому, вокруг чего концентрировались политические интересы и политическая жизнь русского общества в начале 1860-х годов. В равнодушии резкая специфичность позиции Базарова. Шестидесятников предполагаемая реформа не удовлетворяла, их возмущала ее половинчатость. Похоже на то, что Базаров вообще не придает никакого значения конкретным иолитическим и экономическим преобразованиям.
[sms]
Легко заметить, что Базаров настаивает на неограниченной духовной свободе личности. «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свой» — характернейшая из базаровских формул. «Нигилист» отвергает любые общие теории, системы, доктрины, явно не желая связывать себя даже теми из них, которые близки ему по духу. Он отрицает не просто те или иные верования и авторитеты, но авторитеты как таковые, веру вообще, т. е. принципиальную возможность веровать во что бы то ни было. И это не просто принцип, а неотъемлемое свойство базаровского мышления. Его ум противится любым заданным предпосылкам неличного порядка, любым окончательным решениям, всему, что может ограничить его критицизм. Он свободен даже по отношению к собственным идеям: ни одна из них не догматична.
«Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий,— мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма». По своему общему смыслу эта фраза не так уж существенно отличается от базаровского утверждения «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», и тем не менее, она явно не нравится Базарову. Отталкивают, как видно, те категории, в которые оформляется мысль, — «требует», «должны», «не имеем права», «личный эгоизм». Напротив, фразой «мы ломаем, потому что мы сила» и рассуждениями о том, что сила никому не дает отчета, Базаров безоговорочно отбрасывает вопросы о долге перед людьми — будь то отдельные личности или целый народ — и о моральном праве на вмешательство в их жизнь. Даже вопрос о пользе" разрушения старого мира в известной мере оставлен открытым: «Коли раздавят, туда и дорога».
Это демократизм, доходящий до крайности в своих уравнительных тенденциях. Разговаривая с Одинцовой, Базаров вообще отрицает всякие существенные различия между людьми — не только социальные, но и естественные. Но подобное уравнивание всех и вся парадоксально оборачивается презрением к людям, притом к самым разным — от аристократа Павла Петровича Кирсанова до забитых и нищих мужиков, любой из которых, по мнению Базарова, «заслуживает презрения». При этом за эталон принимается собственная личность: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...»
«Современное состояние народа этого требует, — с важностью прибавил Аркадий,— мы должны исполнять эти требования, мы не имеем права предаваться удовлетворению личного эгоизма». По своему общему смыслу эта фраза не так уж существенно отличается от базаровского утверждения «мы действуем в силу того, что мы признаем полезным», и тем не менее, она явно не нравится Базарову. Отталкивают, как видно, те категории, в которые оформляется мысль, — «требует», «должны», «не имеем права», «личный эгоизм». Напротив, фразой «мы ломаем, потому что мы сила» и рассуждениями о том, что сила никому не дает отчета, Базаров безоговорочно отбрасывает вопросы о долге перед людьми — будь то отдельные личности или целый народ — и о моральном праве на вмешательство в их жизнь. Даже вопрос о пользе" разрушения старого мира в известной мере оставлен открытым: «Коли раздавят, туда и дорога».
Это демократизм, доходящий до крайности в своих уравнительных тенденциях. Разговаривая с Одинцовой, Базаров вообще отрицает всякие существенные различия между людьми — не только социальные, но и естественные. Но подобное уравнивание всех и вся парадоксально оборачивается презрением к людям, притом к самым разным — от аристократа Павла Петровича Кирсанова до забитых и нищих мужиков, любой из которых, по мнению Базарова, «заслуживает презрения». При этом за эталон принимается собственная личность: «Всякий человек сам себя воспитать должен — ну хоть как я, например...»
Достаточно уловить эту логику, и уже не вызовет удивления базаровское замечание о Ситникове, открывающее, что Нигилист делит человечество на богов и олухов. В каком-то смысле он стремится начать историю «заново». Можно ли представить себе, к чему то приведет? Базаров не дает никаких обещаний, не рисует никаких перспектив. Он вообще не пытается связывать настоящее и будущее: в существующей общественной реальности он не видит ничего, кроме явной несостоятельности ныне действую. щих жизненных норм.
Вряд ли можно увидеть в Базарове воплощение общественного типа, представляющего то или иное конкретное течение, в рамки любого из таких течений Базаров явно не вписывается. [/sms]
Вряд ли можно увидеть в Базарове воплощение общественного типа, представляющего то или иное конкретное течение, в рамки любого из таких течений Базаров явно не вписывается. [/sms]
08 ноя 2007, 08:55
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.