Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Образование Золотой Орды. Письмо Угедею
После похода в Среднюю Азию в 1221 г. Джучию были отданы еще «бессермены, говорившие на куманском (половецком) языке», а также племена, обитавшие севернее Хорезма, и значительная часть жителей бывшего Хорезмского государств. По смерти самого Джучи из его владения значительная часть отошла к Угедею, в связи с чем восточная граница Джучиева улуса.переместилась к бассейнам реви Иртыша, и большая часть племен и народностей, перечисленных в «Сокровенном сказании», перешла к потомкам Угедея, за исключением ойрат, киргиз, ханты, которые упоминаются позднее в качестве данников золо-тоордынских ханов. После походов Батыя 1236—40 гг. в состав Джучиева улуса вошли многочисленные пакоренише им народы.
В письме Угедею в 1238 году, когда его походы еще не были законченными, Батый сообщает о завоевании им одиннадцати народов, хотя он не перечисляет название народов, но, как видно, составители «Сокровенного сказания» имели в виду: канлык (канглых), кипчаут (кыпчак), бачжигит (башкир), оросут (Русь), мачжарт (маджар), ясут (асе), сагут-серкесуть (черкес). кешамир (?), болар (булгар), краал (курал-карел).
О завоевании башкир («бачигит») говорится не только в «Сокровенном сказании», ной у Плано Карпини («баскарт»). Венгерский монах Юлиан, один из ранних западноевропейских авторов, как и Плано Карпини, сообщает о завоевании войсками Батыя царства Саксин («Saqsyn»), не объясняя, однако, был ли jto небольшой хозарский город или этническая группа, в свое время давшая название этому городу. Если бы они имели в виду жителей небольшого города, покоренного монголами, то вряд ли тогда нужно было бы говорить о царстве Саксин и ставить их рядом с царством «Фулгар», т. е. Булгар.
Далее Юлиан сообщает о нападении монголов на Ведип, Меровию, Пойдавию и на царство морданов-мордванов3. Следовательно, Юлиан говорит о саксинах, как об одной из этнических групп наряду с весью (ведиыами), мордвой (мордван) и фулгар (булгар), покоренными Батыем перед нашествием монголов на Русь. Правда данные Юлиана еще не подвергались критическому изучению в нашей исторической литературе с точки зрения этнографической, что, несомненно, дало бы очень много для выяснения вопроса об этническом составе населения Джучиева улуса.
Так, например, до сих пор остается неясным упоминание Юлиана о Меровии, имел ли он в виду прежних мери или современных марийцев, так же как и вопрос о народности пойдавии. У Плано Карпини есть указания о какой-то этнической лруппе «пароссит», которых он помещает на севере между башкирами и ненцами («самагидами»).
Быть может, Юли ал и П л аяо Карлини говорят об одном и том же народе, носившего двойное наименование, имея в виду пермяков, когда-то называвшихся «петрасами» Что же касается «мордванов» и «вединов», о покорении которых пишет Юлиан, то речь у него идет о современной мордве и народе «весь», когда-то жившем в районе Белоозера.
09 ноя 2007, 11:38
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.