Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Золотая Орда » Образование городов Золотой Орды. Социально-экономический строй Джучиева улуса.

Образование городов Золотой Орды. Социально-экономический строй Джучиева улуса.

Образование городов Золотой Орды. Социально-экономический строй Джучиева улуса.В образовании городов Золотой Орды роль ремесленной части населения ограничивалась лишь участием их в строитель­стве городских поселений. Большинство городов на Востоке, скорее всего, напоминало военные лагери, чем ремесленные центры.
 
К- Маркс в письме к Энгельсу, характеризуя восточные города, писал: «Города эти отнюдь не похожи на Париж, в сущности говоря, это военные лагери, только несколько более благоустроенные и удобные, чем лагери».
 
Большинство городов на Востоке, по словам В. В. Бартольда, выросло на месте укреп­ленного военного лагеря. Г. Каир, вначале носивший название Фустат, «окруженный рвом лагерь», первоначально был укреп­лен военным лагерем; Куфа, Басра, Шираз и другие также берут свое начало от первоначального укрепленного лагеря. Это же можно сказать и относительно городов Булгар и Сувар, возник­ших из бывших военных крепостей и развившихся в торговые и ремесленные центры.
 
Большинство городов Золотой Орды, сооруженных при мон­голах, возникало на месте бывших военных лагерей. Об этом говорят их названия: Крым (Старый Крым), Ак-Керман (Моп-castro), хан-Керман (Касимов), Кермеичук (на реке Вятке), Кременчук (на Днепре) и другие. В половецком словаре слово «кермаи» переведено на латинский язык: Castrum, Caste—укреп­ление, место, крепость, лагерь.
 
Современный город Темников на территории Мордовской АССР, город Тюмень в Сибири и Тюмень на реке Тереке возникли на месте лагеря ханского тем­ника — начальника десятитысячного гарнизона. Другие города Золотой Орды в своем развитии были обязаны не столько развитию ремесла, сколько развитию караван­ной торговли. Достаточно взглянуть на местоположение Золотоордынских городов таких, как Солхат, Азак (Тана), Маджар, Сарай, Саранчук, стоящих на путях караванной торговли, или на города Астрахань, Укек, Бельджемем, Бездеж — стоявших на Волге — все они в своем развитии были обязаны караван­ной торговле, которая приобрела при монголах мировой для того времени характер.
 
На территории Золотой Орды до се образования насчитыва­лось всего лишь несколько городов, из них некоторые, как, напри­мер, Судак (Солдай), Феодосия, Херсонес, Танаис были полу­разрушены. С образованием Золотой Орды и установлением караванных путей торговля от Крыма до Китая начинается восстановление старых и основание новых городов, что особенно заметно на примере Крыма. Город Солдай (Судак), восстанов­ленный еще в сороковых годах, к началу пятидесятых годов XIII в. стал опорным пунктом венециамцев в Крыму.
 
В 1253 г. при посещении города Рубруком здесь останавливались «все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в Север­ные страны, так и едущие обратно из Руси и Северных стран и желающие направиться в Турцию». Сюда привозили «горно­стаев, белок и другие драгоценные меха..., ткани из хлопчатой бумаги, бумазею, шелковые материи и душистые коренья».
 
Па­раллельно с Солдаем венцианцы вскоре открыли фактории и в других городах Причерноморья, нам известна их фактория в Тану (Танаис), восстановленная монголами под названием Азак. С восстановлением Византийской империи в 1261 г. в Крыму появляются генуэзские купцы, конкуренты венецианцев. На раз­валинах греческого города Феодосии они основали свою факто­рию Каффу, которой суждено было сыграть важную роль в системе караванной торговли. Генуэзцы «под покровительством греческих императоров почти монополизировали торговлю Константинополя и Черного моря» и, опираясь на Каффу, на­чали вытеснять своих конкурентов венецианцев. В бытность Ибн-Батуты в Крыму в 30-х гг. XIV в. Каффа была «большим городом».
 
«Чудная каффийская гавань», по сло­вам Ибн-Батута, являлась «одной из известных гаваней мира», где он застал «до 200 судов военных и грузовых, больших и малых». На стыке двух дорог, идущих от генуэзского города Каффы и венецианского Солдая, в центре Крымского полуострова возник один из старинных татарских городов Солхат, выросший на месте татарской крепости — Крыма, Солхат, хотя и являлся административным центром всего Крымского полуострова, но в своем превращении в богатейший торговый пункт обширных размеров» был обязан караванной торговле. В нем постоянно жили половецкие, русские и иланские купцы.
 
Во второй половине XIII в., в период развития караванной торговли, на ее путях возник ряд новых городов, из которых особенно примечательными являются города Маджар и Астра­хань. Они подробно описаны Ибн-Батутой. Гор. Маджар, распо­ложенный на пути караванной торговли между Азаком (Тану) и Астраханью, являлся одним из крупных торговых центров на северном Кавказе и всегда шумел «мнози бо от различных язык живущей на месте том» Ибн-Батута называет Маджар «одним из лучших тюркских городов, на большой реке (на Ку­бани в месте впадения речки Буйвал), с садами и обильными плодами», «На базаре этого города я видел еврея, — пишет Ибн-Батута, — который приветствовал меня и заговорил со мною ло-арабски. Я спросил его, из какой он страны, и он сообщил, что он из земли Андалузской (Испания), что он прибыл оттуда сушей, а не ездил морем и приехал через Константинополь ве­ликий, через римские земли и через черкесов».
 
Одним из лучших городов Ибн-Батута называет город Хад-жи-Тархаи-Астрахань, построенный на реке Итиле при монго­лах. «Город этот, — пишет он, — получил название свое от тюрк­ского хаджи (поломника), одного из благочестивцев, поселив­шегося в этом месте- Султан отдал ему это место беспошлинно, (т. е. сделал тарханом), и оно стало деревней, потом оно увеличи­лось и сделалось городом».
 
К сожалению, арабский путешест­венник не указывает ни времени возникновения города, ии местоположения его. Средневековые карты помещают т. Цит-рахань на западном берегу Волги, несколько выше нынешней Астрахани, в районе бывшего хазарского города Итиля, на месте, называемом «Жареный Бугор», исследованном в 1777 г. С. Гмелиным. В развалинах города С. Гмелин нашел татарские серебряные монеты, кольца, серьги, запястья и др. вещи.
 
 В 1893 г., ко времени раскопок А. А. Спицына, остатки старой Астрахани, разрушенной Волгой и ветрами, состояли лишь из небольшого участка в 170 сажен длиною и 150 сажен шириною, весь культурный слой города был уничтожен каменоломнями. Найденные остатки строительного материала и керамики были тождественны с керамикой Сарая. А. А. Спицын скупил у мест­ных жителей 240 золотоордынских монет, собранных жителями в Жареных Буграх.
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.