Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » История » Золотая Орда » Начало феодальной междоусобицы в Золотой Орде.

Начало феодальной междоусобицы в Золотой Орде.

Начало феодальной междоусобицы в Золотой Орде.В 1342 г. умер хан Узбек, один из самых могущественных хапов Джучиева дома. В течение 30-летнего правления Узбека Золотая Орда достигла своего наибольшего могущества; госу­дари соседних стран заискивали перед нею и стремились уста­новить с «императором Узбеком» более прочные связи; внутри государства шел процесс дальнейшей централизации государ­ственного аппарата; внутренние раздоры и междоусобицы прекратились.
 
Рост внешне-политического могущества Джучиева улуса базировался на дальнейшем росте производительных сил фео­дального общества. Феодальная аристократия, грабившая наро­ды покоренных стран и собственный народ, стала обладатель­ницей огромных богатств, пастбищ и бесчисленного количества скота. Государственный аппарат обеспечивал господствующему классу неограниченные возможности эксплуатировать зависимое население; Феодальная аристократия, захватившая в свои руки управ­ление улусами, при Узбеке стала оказывать влияние на все стороны государственного управления.
 
Правда, при жизни Узбе­ка роль местных феодалов еще не так была заметна, но уже тогда они оказывали известное влияние на хана. В этом отно­шении характерным является случай, связанный с женитьбой египетского султана Эль Малика Эннасира на сестре Узбека. Когда египетский посол предоставил письмо -султана Узбеку по поводу заключения брачного контракта, он получил такой ответ: «...если в твоем докладе заключается что-нибудь, кроме (обыч­ного) привета, то поговори о нем с эмирами». Для решения вопроса пришлось созвать 70 эмиров. Несмотря на желание самого Узбека ускорить выработку брачного контракта, эмиры тянули дело в течение 4-х лет и закончили лишь после того, как «до них (т. е. до эмиров—М. С.) дошли подарки» султана.
 
Этот пример является показательным и дает нам право- рас­шифровывать одно место из сочинения арабского писателя Эль-Омари об Узбеке: «...Из дел своего государства он, (т. е. Узбеке обращает внимание только на сущность дел, не выходя в под­робности обстоятельств, и довольствуется тем, что ему доносят, но не доискивается частностей относительно взимания и рас­ходования (податей)», предоставляя решение таких важных вопросов, как взимание и расходование государственных нало­гов эмирами, державшими в своих руках все нити государствен­ного управления.
 
Феодальная аристократия, пользовавшаяся при Узбеке большим политическим влиянием в Золотой Орде, стала играть еще более активную роль после смерти хана в шивале 742 г. (10 марта — 7 апреля 1342 г.)2. Прежде всего было нарушено завещание хана, назначившего своим преемником старшего своего сына Тинибека. Из трех сыновей хана Тинибек уже с 1333 г. в качестве наследника престола принимал участие в управлении государством, командовал войсками хана. В мо­мент смерти Узбека Тинибека не было в Новом Сарае, он находился в походе «в землю Джачатайскую для завоевания этих стран».
 
Таким образом, смерть Узбека была неожиданной, иначе вряд ли хан мог послать своего преемника в Среднюю Азию. Получив известие о смерти Узбека, Тинибек поспешил вернуться, чтобы занять престол, как это было предусмотрено за­вещанием хана. Пока Тинибек находился в пути, его мать, Тай-дула, объявленная по обычаю монголов регентшей, организовала заговор против своего старшего сына и, договорившись с эми­рами, передала престол своему второму сыну — Джанибеку.
 
Для обмана было объявлено, что «эмиры согласились (временно) поставить (над собой) среднего сына Джанибека до тех пор, пока не явиться управлять ими Тинибек». В то же время, что­бы не допустить возвращения Тинибека в Сарай, заговорщики отправили своих людей в Сарайчек якобы для встречи хана. «Пришедши к нему, они (эмиры — М.С.) все собрались для целования руки его, потом они ударили его и умертвили его, когда он был перед ними. Затем они вернулись к брату его Джанибеку и уведомили его (о случившемся). Привязавшись (впоследствии) за что-то к младшему брату Хидрбеку, он (Джанибек) убил и его также, (и) стал править государством единодержавно». Так рассказывается об убийстве Тинибека в биографии султана Эль-Малик-Эннасира и у других арабских авторов. У персидских авторов история убийства Тинибека опи­сывается несколько иначе.
 
В «Истории Шейх-Увейса», состав­ленной в 70-х годах XIV столетия, говорится: «Узбек хан умер. Преемником (его) сделался Динибек, у которого было-два других брата: Джанибек и Хизрбек. Джанибек начал восстание против (своего) брата (Динибека), между ними произошло сра­жение, (в котором) Динибек был разбит и взят в плен. Джани­бек казнил его и сел на отцовский престол, он погубил также Хизрбека и завладел престолом царским в 743 г. (6. VI—1342— 25. V—1343)».
 
Приведенный нами отрывок из «Истории Шейх-Увейса» позво­ляет внести некоторые исправления в рассказ арабских авторов об убийстве Тинибека. Если учесть, что с Тинибеком находились войска, посланные для завоевания Средней Азии, то едва ли можно допустить, что они оставались пассивными при убийстве своего военоначальника сторонниками Джанибека. По-видимо­му, прав составитель «Истории Шейх-Увейса», сообщающий о борьбе между Тинибеком и Джанибеком, закончившейся пле­нением Тинибека. В течение какого времени продолжалась эта борьба? Из биографии Эль-Малик-Эннасира можно заключить, что Джанибек стал ханом вскоре после смерти Узбека в 1342 г. Между тем составитель «Истории Шейх-Увейса» относит время вступления на престол Джанибека к 743 г. (1343 г.), т. е. спустя год после смерти Узбека. Следовательно, Тинибек правил в те­чение года или полутора лет и был убит в 1343 г. Это подтверж­дают и русские летописи, говорящие о царствовании Тинибека в 6849—6850 гг.
 
Правда, самый факт убийства Тинибека в русских летописях (за исключением Троицкой) трактуется неверно. Согласно русским летописям, борьба между братьями была вызвана расправой Дженибека со своим младшим братом Хидыр-беком: «прогневался на него старший брат его Тинибек, царь, Озбяков сын большой, и бысть вражде между их»2. Тогда как арабские и персидские источники указывают, что младший брат Джанибека был предан смерти после убийства старшего из братьев — Тинибека.
 
Участие золотоордьшекой феодальной аристократии в при­дворной борьбе на стороне Джанибека, очевидно, объясняется тем, что Тинибек, еще с малолетства воспитанный в качестве преемника Узбека и в достаточной мере знакомый с государст­венными делами, был неприемлемым кандидатом для эмиров, стремившихся к усилению своей власти, в то время как их ставленник Джанибек, незаконно занявший ханский престол, должен был действовать по указке эмиров и целиком зависел от них. 13-летнее правление Джанибека является периодом постепенного упадка былого могущества Золотой Орды.
 
Это прежде всего сказалось на отношениях с соседними государствами. В течение правления Дженибека происходят столкновения с Польшей, Литвой и с итальянскими колониями в Крыму. Одно­временно возникают распри среди самих членов Джучиева рода, закончившиеся отнюдь не в пользу ханской власти. По-видимому, еще в первые годы правления Джаиибека имело место столкновение хана с венецианцами, описанное в работах Капали и Хайда. Поэтому нет необходимости останавливаться на нем подробно. Суть этой стычки состояла в следующем: В 1343 г. в городе Тане венецианцами в драке был убит на­местник хана в Тану Chazamer. Татары ответили посылкой карательного отряда. Город был взят приступом и разгромлен, Материальный ущерб, причиненный венецианцами, выражался не менее как в 650 золотых флоринов; кроме того, венециан­цам было запрещено впредь посещать город Тану.
 
Аналогичный инцидент, закончившийся избиением татар, произошел с генуэзцами в Каффе в 1344 г. Хан потребовал от генуэзцев немедленно покинуть город и пристань, и, получив отказ, приступил к осаде города. Осада шла очень вяло. В фев­рале 1344 года осажденные генуэзцы организовали удачную вылазку — сожгли осадные машины и перебили до 5000 татар. Хотя осада города после этого была снята, но война продолжа­лась. Папа Климент VI пришел на помощь итальянцам.
 
По его инициативе 13 июля 1345 года между венецианцами и генуэз­цами, до этого враждовавшими между собою, был заключен союз против хана, и папа Климент VI объявил крестовый по­ход против татар. Однако обращение папы не имело успеха; от крестового похода пришлось отказаться. Натиск же татар па Каффу в 1346 году усилился. Между тем венецианцы и генуэзцы из-за прекращения торговли терпели большой материальный ущерб. В Греции и в Италии в эти годы ощущался недостаток зерна, пряностей, шелка и рабов, доставлявшихся через порты Черного моря — Тану и Каффу.
 
Венецианский сенат вынужден был направить своих послов к хану Джанибеку с ценными по­дарками и просить мира. В наказе, данном сенатом послам Райкерио и Барбазелло, предлагалось «отправиться прямо в местопребывание хана или императора Чани-бека, где бы он ни находился, вручить ему грамоты» и «ходатайствовать у него (хана) о выдаче охранительной грамоты для послов, каких До-жево правительство намеревается к нему отправить». Переговоры с венецианцами закончились подписанием мира в предместье Сарая, Гулистане- в 1347 г. Текст договора, составленного на итальянском языке, дошел до нас и напечатан в при­ложении к труду Хаммера «История Золотой Орды». «Этот договор, — говорилось в заключительной части, — должен поло­жить прочную основу отношениям и устранить трения между правительствами».
 
По договору восстанавливались привилегии, данные венецианцам гари Узбеке; по-прежнему устанавливались льготные торговые условия в Тану и Дешт-и-Кипчаке; венециан­цам был сделан ряд дополнительных уступок: товары обоих стран освобождались от весовых сборов, таможенные сборы не должны были превышать 5% стоимости товаров. Текст договора генуэзцами до нас не дошел, но, по-видимому, он был аналогичен венецианскому.
10 ноя 2007, 20:58
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.