Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 11 класс » Сочинение: Сила и слабость человека в понимании М. Горького (по произведениям «Старуха Изергиль», «На дне»)
Сочинение: Сила и слабость человека в понимании М. Горького (по произведениям «Старуха Изергиль», «На дне»)
Во все века человек стремился к познанию своего «я». Одна из основных, может быть, главных целей искусства—раскрытие этой тайны. Открыть человеку глубины его души,сделать его лучше,сильнее — в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно этой свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие, — Пушкин, Толстой, Достоевский.
Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. Дорога странствий знакомит рассказчика со старой Изергиль — то ли цыганкой, то ли колдуньей. Она делит людей на «стариков с детства» и «юных, которые любят». Яркие, сильные люди всегда самые лучшие. Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы.
Таков Ларра — герой первой легенды, рассказанной Изергиль. Недаром его отец — орел — житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость.
[sms]
В понимании Горького, лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры. В связи с этим возникает важнейший вопрос: какдействительно сильный человекотносится кокружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством.
В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей — это следствие силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей — пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой. Взгляды этих героев все же расходятся в главном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору, и обязанность сильного — помочь ему в этом. Сатин уверен, что действительно сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии — не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдаю-щие.и одинокие. Попав на самое дно жизни после многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим.
Каждый замкнутв своемгоре и ведето нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ нажалобы— смех, издевательства. Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех, он—«рабочий человек», вырвется из ночлежки, он нетаков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их кактоварищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе отжестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер «грезит» о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир «чистойлюбви».Лукапопыталсяперенестиихмечтывреальныймир, и они потерпели крах одна задругой.
Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишьсильный человек, утверждает Горький, способенсмотретьвлицореальности.Нобез цели вжизни,без уверенности в своих возможностях изме нить мир он не способен, как не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных Духом, ноне имеющих долга перед собой и окружающими.
Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути. Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначение сильного — не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это одно из самых твердых убеждений Горького.
Для Горького сила — в стремлении вперед, «к свободе, к свету». Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды-искры сердца Данко, будет освещать дорогу идущим следом.[/sms]