Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 11 класс » Сочинение: Столкновение ложного и истинного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинение: Столкновение ложного и истинного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»

Сочинение: Столкновение ложного и истинного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов переживала глубо­кий социально-экономический кризис. Это было время противо­речий между «верхами» и «низами». В стране назревала революци­онная ситуация. Россия стояла накануне великих перемен, накану­не «бури».

Все это не могло не найти отражения в литературе, как одной из форм общественного сознания. Пьеса М. Горького «На дне» пока­зала последнюю ступень человеческого убожества, отчаяния и бес­правия в сопоставлении с защитой человека и его правды.

В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противо­речие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и само­державными порядками в буржуазно-помещичьей России, которые низводят людей до трагической участи бездомных бродяг. Со­циальный конфликт осложняется философским: столкновение ложного гуманизма, гуманизма пассивного сострадания и гуманиз­ма истинного, активного, подлинно человеческого.

Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает странник Лука. Взгляд его на жизнь весьма своеобразен. Лука видит жизнь «на дне» ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди — «бло­хи», и в жизни нужно только уповать на Господа Бога. Оставаясь верным своей теории о ничтожности человека, Лука считает, что правда людям не нужна и единственный способ помочь им — со­лгать. В статье «О пьесах» Горький писал: «Наиболее распростра­нен среди бродяг и странников «по святым местам» утешитель-про­фессионал, ремесленник, он утешает потому, что за это кормят...», и для того, чтобы люди «не надоедали своими жалобами, не трево­жили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души».
[sms]
Утешительная ложь Луки пагубно сказываетсяна Актере, одном из представителей людей «дна». Актер поверил старику. Для него начинается новая ступень его существования — жизнь в мире ил­люзий и надежд. Но беспощадная действительность заставляет Актера взглянуть правде в глаза, и он не выдерживает — кончает жизнь самоубийством.

Горький разоблачает самую суть «утешительства» — «лжи во спа­сение» , то есть резко критикуеттолстовство в одной из его распро­страненных форм. Не случайно Л. Толстой отрицательно отозвался о Луке, говоря Горькому: «Несимпатичный у Вас старик. В доброту его не веришь».

Горький называет Луку «хитрым», «жуликом». Лука проповеду­ет ложь, чтобы поддержать дух несчастных людей, облегчить им несносную жизнь. Он приводит притчу о человеке, который верил в существование праведной земли; когда ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хотел подтвердить, как спасительна для людей иногда ложь и как не нужна и опасна бывает правда. Отсюда реакционная роль философии пассивного сострадания и утешительной лжи: она примиряет угнетенных с уг­нетателями, оправдывает классовое неравенство, внушает угнетен­ным терпение и смирение.
 
Гуманизм Луки буржуазный, он осно­ван наложном представлении о том, что порядок изменить нельзя, что человек по своей природе ничтожен, слаб разумом и духом. От жалости Луки несет мертвечиной, потому что он не может дать людям ничего, кроме жалости, и потому, что его жалость есть фак­тическое признание законности коварства Костылевых и Василис. Иначе говоря, жалость Луки унижает человека, расслабляет его силы, размагничивает волю к борьбе и примиряв его с гнусной действи­тельностью.

Противопоставлением Луке является Сатин. Мы не можем на­звать Сатина положительным героем, так как он непригоден к на­стоящему делу, ктруду (его протест против неправды жизни не идет дальше бесплодного анархического бунтарства), неспособен к борь­бе за лучшую долю. Но в некотором отношении он поднимается над окружающими: смел, умен, выше сытости, мещанской морали, истинное положение вещей видит глубже, чем другие, был когда-то образованным человеком (много читал, даже выступал в театре).
 
Горький говорил, что речь о человеке, о правде, кроме Сатина, не­кому сказать лучше и ярче, хотя автор пьесы вместе стем подчерки­вал резкий контраст между «бывшим человеком», босяком Сати­ным, и его речью. И когда он произносит высокие слова о Человеке, создается ощущение, что мы слышим голос Горького, голос време­ни (накануне революций), забывая о самом Сатине.

Интересно отношение Сатина к Луке. Критикуя Луку, пропове­дующего упование на Бога и утверждающего, что люди слабы и нич­тожны, он одновременно берет его под защиту: «Человек—вот прав­да! Он это понимал. Он врал... но — это из жалости к вам... Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему..»

По этому поводу Горький говорил, что и «из утешений хитрого Луки Сатин сделал свой вывод — о ценности всякого человека». Не в том неправ Лука, что он жалеет (в_сердце человека должно быть место идля жалости), а в том, что он только жалеет и ничем другим помочь людям не может. Вот тогда-то и произносит Сатин свой знаменитый монолог, в котором утверждает: «Все — в человеке, все —для человека!»

Сатин в пьесе становится обличителем общества, которое бро­сило его на «дно» жизни, как бросило тысячи таких, как он, и заста­вило влачить жалкое существование. Он обличает общество, осно­ванное на лжи и не дающее людям узнать правду. «Кто слаб ду­шой... и кто живет чужими соками, — темложь нужна... однихона поддерживает, другие — прикрываются ею. Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!» Сатин дает человеку высокую оценку: «Существует только человек, все же остальное — дело рук и его мозга! Че-ло-век.. Надо уважать человека! Не жа­леть... не унижать его жалостью... уважать надо!.. Хорошоэто... чув­ствовать себя человеком!.»

В правде Сатина умещается и признание страшной, тяжелой жизни, и утверждение светлого разума человека, вера в победу света над мраком, вера в Человека с большой буквы.

Все герои пьесы «На дне» по разным причинам ушли от жизни, от борьбы за ее изменение. Хотя в пьесе нет ни одного персонажа, который занимал бы верхнюю жизненную позицию, знал путь к правде, все же правда и образ человека возвышаются над всеми эти- ми людьми, над всей страшной тьмой действительности и зовут к борьбе, к счастью, к жизни, достойной человека.

Вот почему пьеса воспринималась, по мнению В. И. Качалова, «как пьеса буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала». Вот почему она стала гимном человеку, а ее создатель — великим гуманистом, провозгласившим на весь мир: «Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»[/sms]
12 ноя 2007, 10:46
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.