Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Тема родины и природы в творчестве С. А. Есенина
В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяетэту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есениназвучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная...». С самого начала Русь здесь предстает как нечто святое, ключевой образ стихотворения — сравнение крестьянских хат с иконами, образами в ризах, и за этим сравнением — целая философия, система ценностей. Мир деревни — это как бы храм с его гармонией земли и неба, человека и природы.
[sms]
Мир Руси для С. Есенина — это мир убогих, бедных, горьких крестьянских домов, край заброшенный, «деревня в ухабинах», где радость коротка, а печаль бесконечна: «Грустная песня, ты — русская боль». Особенно это чувство усиливается в стихах поэта после 1914 года — начала войны: деревня кажется ему невестой, покинутой милым и ожидающей от него вестей с поля боя. Для поэта родная деревня в России — это нечто цельное, родина для него, осо- -бенно в раннем творчестве, — это прежде всего родной край, родное село, тогчто позднее литературные критики определили как понятие «малой родины». С присущей Есенину-лирику склонностью одушевлять все окружающее его, он и к России обращается, как к близкому человеку.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Порой стихи поэта наполняются нотами щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, теперь их лирический герой ~-странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие художники его круга— Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков — с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева — близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:
Мужицкая ныне земля,
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу.
Порой стихи поэта наполняются нотами щемящей грусти, в них возникает чувство неприкаянности, теперь их лирический герой ~-странник, покинувший родную хижину, всеми отверженный и забытый. И единственное, что остается неизменным, что сохраняет вечную ценность — это природа и Россия:
А месяц будет плыть и плыть,
Роняя весла по озерам.
И Русь все также будет жить,
Плясать и плакать у забора.
С. Есенин жил в переломную эпоху, насыщенную драматическими и даже трагическими событиями. На памяти его поколения — война, революция, снова война — теперь уже гражданская. Переломный для России 1917 год поэт встретил, как и многие художники его круга— Н. Клюев, П. Орешин, С. Клычков — с надеждами на обновление, на счастливый поворот в крестьянской доле. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева — близкого друга и поэтического наставника С. Есенина:
Мужицкая ныне земля,
И церковь не наймит казенный.
В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидание светлого и нового, и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
В есенинской поэзии в 1917 году появляется новое ощущение России:
Уж смыла, стерла деготь
Воспрянувшая Русь.
Чувства и настроения поэта этого времени очень сложны и противоречивы — это и надежды, и ожидание светлого и нового, и тревога за судьбу родного края, философские раздумья на вечные темы. Одна из них — тема столкновения природы и человеческого разума, вторгающегося в нее и разрушающего ее гармонию — звучит в стихотворении С. Есенина "Сорокоуст". В нем центральным становится обретающее глубоко символический смысл состязание между жеребенком и поездом. При этом жеребенок как бы воплощает в себе всю красоту природы, ее трогательную беззащитность.
Паровоз же обретает черты зловещего чудовища. В есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. В послереволюционной поэзии С. Есенина тема родины переплетается с мыслями о месте поэта в новой жизни. Он болезненно переживает отчуждение от родна-го края, ему трудно найти общий язык с новым поколением, для которого календарный Ленин на стене заменяет икону, а «пузатый «Капитал» — Библию. Особенно горько для поэта сознание того, что новое поколение поет новые песни: «Поют агитки Бедного Демьяна». Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Поэтому так горестно звучат его строки:
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Но даже желание слиться с новой жизнью не заставит С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
Я буду воспевать
Но даже желание слиться с новой жизнью не заставит С. Есенина отказаться от своего призвания российского поэта; он пишет:
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
И поэтому таким глубоким пафосом наполнено его признание:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Сегодня нам трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере». С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важных для понимания темы родины, является стихотворение «Спит ковыль».
Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Стихотворение это, датированное 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.
Сегодня нам трудно до конца понять смысл этих строк, а ведь написаны они были в 1924 году, когда само название — Русь — было едва ли не запретным, а гражданам полагалось жить в «Ресефесере». С темой родины у С. Есенина связано понимание своей поэтической миссии, своей позиции «последнего певца деревни», хранителя ее заветов, ее памяти. Одним из программных, важных для понимания темы родины, является стихотворение «Спит ковыль».
Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой свежести полынь!
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
Стихотворение это, датированное 1925 годом, относится к зрелой лирике поэта. В нем выражены его сокровенные мысли. В строке «радуясь, свирепствуя и мучась» — трудный исторический опыт, который выпал на долю есенинского поколения. Стихотворение построено на традиционных поэтических образах: ковыль как символ русского пейзажа и одновременно символ тоски, полынь с ее богатой символикой и журавлиный крик как знак разлуки.
Традиционному пейзажу, в котором олицетворением поэзии является «свет луны», противостоит «новый свет», скорее абстрактный, неживой, лишенный поэзии. И в противовес ему звучит признание лирического героя в приверженности вековому деревенскому укладу. Особенно значим у поэта эпитет «золотой». Это один из наиболее часто встречающихся в лирике С. Есенина эпитетов, обычно он связан с цветовым понятием: золотой — то есть желтый, но непременно и с оттенком высшей ценности: «роща золотая», «золотою лягушкой луна».
В этом стихотворении оттенок ценности преобладает: золотой не столько цвет избы, сколько знак ее непреходящей ценности как символа уклада деревенской жизни с присущей ей красотой, гармонией. Деревенская изба — это целый мир, ее разрушение не искупается для поэта никакой заманчивой новью. Финал стихотворения звучит несколько риторически, но в общем контексте поэзии С. Есенина он воспринимается как глубокое и искреннее признание автора. Тема родины в поэзии С. Есенина развивается из безотчетной, по-детски естественной привязанности, из памяти, которая никогда не вернется назад.[/sms]
12 ноя 2007, 11:16
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.