Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » 11 класс » Сочинение: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Сочинение: Добро и зло в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»Роман «Мастер и Маргарита» необычный, он не вписывается в традиционные представления об этом жанре. В нем и фантастика, и яркие реалистические картины московского быта 30-х годов. Этот роман и лирический, и сатирический, и философский, и психоло­гический, и политический одновременно. Вместе с тем, роман пред­ставляет единое повествование о свободе и о любви, о смерти и бессмертии, о власти и бессилии, о добре и зле. Трудно сказать, какая из этих тем является ведущей. Во всяком случае, теме добра и зла посвящено много страниц и рассуждений.

Необычен роман и по своей структуре. «Романом в романе» называют четыре главы, в которых автор обращается к библейской легенде о Христе и римском прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

Евангельский сюжет об Иешуа (так назван в романе Христос) и Пилате, олицетворяющих добро и зло, М. Булгаков раскрывает по-своему.

Иешуа в романе — обычный смертный человек, по-детски доверчивый, наивный и простодушный, но вместе с тем, прони­цательный и мудрый. Как и всякий человек, он боится боли и смерти. Иешуа поражает милосердием: он жалеет своего судью — Пилата, страдающего от головной боли, просит стражника дать попить распятому рядом с ним разбойнику.
[sms]
Но ни побои, ни смертный приговор не могут заставить пропо­ведника изменить своим принципам — безграничной вере в преоб­ладание в человеке доброго начала. Люди, которые слушают его, готовы идти за ним, куда бы он ни повел. Так, например, сборщик податей, наслушавшись его речей, «стал смягчаться... наконец, бро­сил деньги на дорогу» и пошел за философом, как верный пес. Опа­саясь силы слов Иешуа, прокуратор запрещает людям даже разгова­ривать с проповедником.

Сила Иешуа в духовности, бескомпромиссности, в верности са­мому себе, в стремлении делать добро. Его разум и дух абсолютно свободны. Этого больше всего боятся и прокуратор, и первосвя­щенник иудейский Иосиф Кайфа.

Прокуратор в романе не просто злодей, осудивший на казнь человека за инакомыслие. В душе он симпатизирует нищему про­поведнику и склонен скорее спасти его, чем казнить. Когда-то Пи­лат был храбрым воином, прямым и честным, умевшим ценить му­жество и отвагу. Он не преклоняется перед императором Тиберием, он служит ему верой и правдой, так как боится за свою жизнь, за свою карьеру. А «трусость — самый тяжкий порок», — неоднократ­но повторяет М. Булгаков. Прокуратор испытывает страшные муки совести: «И ночью, и при луне мне нет покоя».

Булгаковский прокуратор не просто трус или отступник. Он и мститель, и жертва. Приказав тайно ликвидировать предателя Иуду, Понтий мстит не только за Иешуа, но и в какой-то степени за себя, так как он и сам может пострадать из-за доноса импера­тору Тиберию.

На первый взгляд может показаться, что истинным носителем зла в романе является Воланд с его свитой. Их сатанинским про­делкам посвящена большая часть романа. Но булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая яв­ным. Автор показывает различные стороны человеческой пошлос­ти, нравственного разложения, высмеивает тех, кто отступил от добра, утратил веру в высокий идеал, стал служить не Богу, а Сата­не. Сатана не столько сбивает с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводит начистую воду и наказывает закоре­нелых грешников: берлиозов, латунских, майгелей, алоизиев мога-рычей, Никифоров иванычей и др.

Главным смыслом жизни для Мастера является поиск ответа на вопрос, что первично и что вторично — Добро или Зло? Закончив роман, Мастер приходит к выводу: «Злых людей нет на свете». Есть люди, искалеченные обстоятельствами. Имеющуюся в нихдоброту нужно освободить, но не силой власти, а силой слова. Маргарита — добрый ангел Мастера — помогает сохранитьего мудрые слова, пред­назначенные для людей. Роман «Мастер и Маргарита» — произведение не только фило­софское, но и автобиографическое. В нем отразилась трагическая судьба писателя, боровшегося за право быть самим собой, борьба с той удушливой атмосферой, которая царила не только в литератур­ной среде 20—30-х гг., но и в обществе, задавленном тиранической властью.

Мы не можем поставить знак равенства между Иешуа и Булга­ковым. Во-первых, писателю не свойственны смирение и благочес­тивые проповеди. Во-вторых, как сатирик Булгаков больше сродни Сатане. В писателе есть черты и Иешуа, и Воланда. Булгаков — это Мастер с его сложной судьбой и возвышенной любовью.

Но мысли Иешуа о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда... человек перейдет в цар­ство истины и справедливости...», — позиция самого писателя.

Булгаков, как и Мастер, не смог одержать победу, но остался роман, которому суждена долгая жизнь («рукописи не горят»), и каждое новое поколение найдет в нем вечные нравственные ориен­тиры, которые указывают путь к добру, любви, милосердию.[/sms]
12 ноя 2007, 16:20
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.