Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Образ Родины в «Слове о полку Игореве»
"Слово о полку Игореве" предположительно написано в конце XII века. Оно было опубликовано в 1800 году по един-ственному сохранившемуся списку XVI века.
Автор "Слова", несомненно, был человеком с живым чувством Родины. Он с восхищением описывает силу ратного духа князя Игоря. Игорь Святославич, князь Новгород-Се-верский - центральный образ произведения, посвященного неудачному походу новгород-северской дружины и ее немногочисленных союзников против половцев (1185), о пленении Игоря и его бегстве. Начало похода сопровождается грозным предзнаменованием - солнечным затмением; звери, идущие по пятам воинов, тоже сулят беду. После удачной битвы Игоря с его недавним союзником Кончаком на рассвете в пятницу следующее утро вновь предвещает беду: кровавые зори свет застилают, черные тучи с моря хотят покрыть четыре солнца, т. е. четырех русских князей. Игорь ставит честь выше жизни и часто говорит о том своим воинам. В полном согласии с автором "Слова" он воспринимает поражение как расплату за то, что не содействовал общерусскому единству. В этом проявляется художественный дар автора "Слова". Ведь реальный, "исторический" Игорь долго не поддерживал союз князей, то выступая против половцев, то действуя заодно с ними. Не участвовал он и в победном походе объединенного войска под водительством Святослава Всеволодовича 1184 года и пленении хана Кобяка. Но неизвестного автора больше волнует образ единой Родины, нежели историческая точность в передаче событий.
[sms]
Именно поэтому в "Слове" поведано о провидческом сне, приснившемся Святославу Всеволодовичу, князю-объединителю, который стремился усыпить зло, пробужденное удельными князьями: будто в тереме его доски без князька, т. е. без верхней опоры; дом без конька не устоит. Этой же идее посвящены и мотив единства Русской земли, и метафора общерусского дома, и поэтичный плач жены Игоря, Ярославны, которая рыдает на крепостной стене в Путивле, обращаясь к природным силам ("Ветер-ветрило!.. Днепр-Славутич!.. Светлое и пресветлое солнце!..*) с мольбой о помощи плененному мужу. Обещая обратиться в кукушку "безвестную", по-лететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле-реке, обтереть раны князя Игоря, она клянется в своей неразрывной свази с мужем, в той жертвенной преданности семье, которая трагически отличается от равнодушного отношения русских князей, ковавших крамолу и говоривших "брат брату: се мое, а то мое же".
Именно поэтому в "Слове" поведано о провидческом сне, приснившемся Святославу Всеволодовичу, князю-объединителю, который стремился усыпить зло, пробужденное удельными князьями: будто в тереме его доски без князька, т. е. без верхней опоры; дом без конька не устоит. Этой же идее посвящены и мотив единства Русской земли, и метафора общерусского дома, и поэтичный плач жены Игоря, Ярославны, которая рыдает на крепостной стене в Путивле, обращаясь к природным силам ("Ветер-ветрило!.. Днепр-Славутич!.. Светлое и пресветлое солнце!..*) с мольбой о помощи плененному мужу. Обещая обратиться в кукушку "безвестную", по-лететь по Дунаю, омочить шелковый рукав в Каяле-реке, обтереть раны князя Игоря, она клянется в своей неразрывной свази с мужем, в той жертвенной преданности семье, которая трагически отличается от равнодушного отношения русских князей, ковавших крамолу и говоривших "брат брату: се мое, а то мое же".
Но восхищение перед воинским пылом Игоря и его соратников отступает у автора на задний план при описании последствий его мечты о личной славе и забвении общерусских интересов. С глубокой печалью пишет он: "А князья сами на себя крамолу ковали, а поганые (т. е. половцы), набегая сами с победами на Русскую землю, брали от двора по белке".
Непосредственным толчком к созданию "Слова о полку Игореве" был поход четырех северских князей против половцев. Это событие послужило исторической основой для создания "Слова", Однако значение этого героического произведения намного шире.
Каким образом можно положить конец междоусобицам князей, как предотвратить их "гибель от поганых"? Где найти выход из сложной исторической ситуации, которая сложилась в ту пору? Эти вопросы и пытался разрешить автор "Слова".
Все свои заветные чувства и убеждения автор "Слова" вложил в образ великого князя Святослава - идеальный образ князя-патриота. Святослав скорбит о розни и усобицах
князей, сводящих личные счеты перед лицом великой опасности. Страстно призывает он забыть все раздоры и вступиться за обиду "нынешнего" времени, за землю Русскую, за раны Игоря. Поражение северских князей для него - не постороннее дело. Он переносит его как тяжелый удар по общенациональным интересам.
Но вы сказали: "Проявим мужество и сами, будущую славу мы сами исхитим, а прошлою мы сами поделимся".
"Что сотворили вы моей серебряной седине", - с горьким упреком обращается он к Игорю и Всеволоду.
Всем этим он возвышается над современными ему русскими князьями, оправдывая свой высокий титул князя.
"Что сотворили вы моей серебряной седине", - с горьким упреком обращается он к Игорю и Всеволоду.
Всем этим он возвышается над современными ему русскими князьями, оправдывая свой высокий титул князя.
Всей системой образов автор "Слова" ярко доводит до читателя основную идею произведения - призыв к объединению во имя Родины и решительному отпору врагу.
"Слово о полку Игореве" - произведение, замечательное не только по идее, заложенной в нем, но и по форме, в которую эта идея облечена. Из неисчерпаемых источников заимствовал автор поэтические сокровища.
Его излюбленный прием - одушевление неживой при-роды. Природа помогает или препятствует героям произведения в их деятельности и борьбе, она с горечью переживает поражение Игоря: "Никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось". Когда Игорь бежит из плена, кругом становится радостно, все способствует его побегу.
Часто прибегает автор и к олицетворению. Отвлеченные понятия превращаются у него в конкретные образы.
Тоска "разливается по Русской земле". Дева Обида "плещет лебедиными крыльями".
Чрезвычайно образно рисуется в "Слове" битва - такое сложное для описания и рассказывания событие. Художественные образы с огромной лирической силой передают все этапы боя во славу Родины. Глубокой скорбью веет от слов: "Черная земля под копытами была засеяна костьми, полита кровью, печально взошел (тот посев) по Русской земле".
Однако автор очень тонко чувствовал, когда следует отказаться от излишней образности. Когда ему нужно передать движение, подъем, он отказывается от метафорических из-лишеств, точно и метко передает мысль: "Загудела земля, зашумела трава, всколыхнулись кибитки половецкие". Просто и четко используемые автором постоянные эпитеты опреде-ляют описываемые предметы: "борзый конь", "серый волк", "острая сабля".
Чтобы подчеркнуть ту или иную черту характера, придать какое-либо значение событию, автор применяет ряд композиционных приемов. Например, приурочивает солнечное затмение к началу похода Игоря, чтобы сильнее подчеркнуть мужество и героизм князя; "плач Ярославны" помещает непосредственно перед описанием побега Игоря, придавая этому магическое значение. Все поэтические приемы складываются в единый образ Родины.
Лишь глубокое раскаяние в совершенной "крамоле" возвращает Игорю надежду. Как природа в образе солнечного затмения "заступала" ему дневной путь от Русской земли в землю половецкую, так теперь Бог указывает ему дорогу сквозь ночь "от великого Дону до малого Донца". Носитель идеи чести, трагически переживший позор, Игорь искупил свой "грех". Бегство князя из плена как бы восстанавливает единство общерусского дома - солнце снова на небе, ибо князь Игорь снова в Русской земле,
История и современность сотканы в цельную художественную ткань, в настоящем отражаются проблемы прошлого, а в дошедшем до нас из далекого прошлого тексте мы слышим удивительно современные патриотические призывы.
Все эти художественные и композиционные приемы помогают автору предельно выразительно довести до читателя основную идею поэмы - идею единства во имя Родины.
Замечательные поэтические достоинства и идейная глубина делают "Слово о полку Игоревен величайшим произведением русского искусства, которое будут читать и которое будет волновать до тех пор, пока жив русский народ.[/sms]
19 ноя 2007, 15:25
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.