Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: «Горе от ума»—бессмертное произведение А. С. Грибоедова

Сочинение: «Горе от ума»—бессмертное произведение А. С. Грибоедова

Сочинение: «Горе от ума»—бессмертное произведение А. С. ГрибоедоваКомедия «Горе от ума», написанная А. С. Грибоедовым в на­чале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, пора­зившие российское общество начала XIX века, однако, читая эту пьесу, мы находим в ней и героев нынешних дней.

Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случай­но стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита «века покорности и страха». Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: «Учились бы, на старших глядя».
 
А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который «не то на серебре — на золоте едал». Максим Петрович, вель­можа времен «матушки Екатерины», является для Фамусова образцом для подражания, потому что, «когда же надо подслу­житься, он и сгибался вперегиб». Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
[sms]
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
 
А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «про­текционизмом». Герой комедии признается:

При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: «Кто беден, тот те­бе не пара». Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче — завтра генерал».

В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие использу­ют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русско­го барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже обще­ственным явлением, держится на этих самых Фамусовых.

То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. И добиваются они всего этого, выслу­живаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья —
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обоб­щенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, ко­торый сумеет дойти до «степеней известных». Этот герой к сво­им достоинствам относит «умеренность и аккуратность», уме­ние промолчать, когда тебя бранят.

Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного ге­роя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» го­няется за чинами, орденами и богатой невестой.

На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того что мол-чалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку обще­ства, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в ан­тидемократическом государстве, в чем убеждает история на­шей страны.

Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сего­дняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель вопло­тил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно отно­сится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьериз­му, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «века минувшего».
Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому чело­веку, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи со­временности, процветание науки и искусства, уважение к наци­ональному языку и культуре, к просвещению.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепо­стного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «Несторе негодяев знатных», обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фаму­сова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о лю­дях, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели», о тех, «чья чаще гнулась шея».

Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает «век минувший»: «Прямой был век покор­ности и страха». Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся «вписаться в полк шутов».

Критически относится Чацкий к засилью иностранцев:
 
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в на­уки или посвятить себя «искусствам творческим высоким и прекрасным». Он стремится «служить», а не «прислуживать­ся», причем служить «делу», а не «лицам».

Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отме­тить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в буду­щее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а осо­бенно — на стыке «века минувшего» и «века нынешнего». По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «...при резких переходах из одного века в другой Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом ша­гу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте се­мейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного с здоровым...»

Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в от­личие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает.

В наше время таких, как Чацкий, называют «белыми ворона­ми», так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумас­шедшим:

С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!
 
Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», что оно «все живет своею нетленною жизнью, пере­живет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. На­столько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажет­ся, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши Фамусовы, молчалины, скалозу­бы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испы­тывать горе от ума.[/sms]
19 ноя 2007, 15:49
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.