Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего»
Итак, в центре комедии — конфликт между «одним здравомыслящим человеком» (по оценке Гончарова) и «консервативным большинством». Комедия Грибоедова рассказывает о горе человека, и горе это исходит от его ума, ибо умных людей реакционеры считали вольнодумцами. Именно на этом основано внутреннее развитие конфликта Чацкого и окружающей его фамусовской среды, конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим».
«Век минувший» в комедии представлен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин, и Лиза, и София. Одним словом — их множество. Прежде всего выделяется фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее признание в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел, в общем — радушный хозяин. Но это лишь внешняя сторона.
[sms]
Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это убежденный крепостник, яростный противник просвещения. «Забрать все книги бы да сжечь!» — восклицает он. Чацкий же — представитель «века нынешнего» — мечтает «в науку вперить ум, алчущий познаний». Его возмущают порядки, заведенные в фа-мусовском обществе. Если Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софию, прямо говоря ей, «кто беден, тот тебе не пара», то Чацкий жаждет «возвышенной любви, перед которой мир целый... — прах и суета». Стремление Чацкого — служить отечеству, «делу, а не лицам». Он презирает Молчалина, привыкшего угождать «всем людям без изъятья»:
Хозяину, где доведется жить,
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была!
Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Ему удалось заслужить расположение Фамусова, любовь Софии, получить три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккуратностью.
Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Чацкого служба — дело серьезное. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь», «смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». Дела Фамусова беспокоят только с одной стороны: «чтоб множество не накоплялось их».
Другим представителем «века минувшего» является Скалозуб. Именно о таком зяте мечтает Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». В этом персонаже воплощены типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб.
Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои не самые лучшие качества. Так София использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Дочь Фамусова вполне соответствует морали «отцов». И хотя София умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило ей много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики.
Чацкий с горечью говорит о таких людях: «Молчалины блаженствуют на свете!» Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он даже талантлив. Ему удалось заслужить расположение Фамусова, любовь Софии, получить три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: умеренностью и аккуратностью.
Во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества раскрываются и высмеиваются взгляды «века минувшего» на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, «на старших глядя», «подставить стул, поднять платок». На что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Чацкого служба — дело серьезное. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»), то Чацкий говорит: «Когда в делах — я от веселий прячусь, когда дурачиться — дурачусь», «смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа». Дела Фамусова беспокоят только с одной стороны: «чтоб множество не накоплялось их».
Другим представителем «века минувшего» является Скалозуб. Именно о таком зяте мечтает Фамусов. Ведь Скалозуб — «и золотой мешок, и метит в генералы». В этом персонаже воплощены типичные черты реакционера аракчеевского времени. «Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки», он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. «Ученостью меня не обморочишь», — говорит Скалозуб.
Совершенно очевидно, что сама атмосфера фамусовского общества заставляет представителей молодого поколения проявлять свои не самые лучшие качества. Так София использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяя слух о сумасшествии Чацкого. Дочь Фамусова вполне соответствует морали «отцов». И хотя София умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило ей много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики.
Не понимает она и Молчалина, который «любит ее по должности». В том, что София стала типичной барышней фамусовского общества, она не виновата. Виновато общество, в котором эта героиня родилась, «она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Так писал И. Гончаров в статье «Мильон терзаний».
Интересен еще один персонаж комедии — Репетилов. Совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше остальных представителей фамусовского общества.
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это: поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый. Прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И можно согласиться с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».
Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» герой сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русские люди стали предметом купли и продажи, где помещики меняли крепостных, спасавших их «и честь, и жизнь... не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру.
Интересен еще один персонаж комедии — Репетилов. Совершенно беспринципный человек, «пустомеля», но он единственный считал Чацкого «высоким умом» и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей «химерами» и «дичью». Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше остальных представителей фамусовского общества.
«Так! Отрезвился я сполна!» — восклицает Чацкий в конце комедии. Что же это: поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый. Прав Гончаров, сказавший о финале так: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». И можно согласиться с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких — «страдательная», но в то же время всегда «победительная».
Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе «А судьи кто?» герой сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русские люди стали предметом купли и продажи, где помещики меняли крепостных, спасавших их «и честь, и жизнь... не раз», на «борзые три собаки». Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру.
Он защищает русский народ, свою Россию от грубого, косного и отсталого. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии «Горе от ума», направляя на это свой ум, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. «Век минувший», т. е. фамусовское общество, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этой среды. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком «покорности и страха».
Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену идет «век нынешний», сильный, умный, образованный.
Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типичные черты диких барских нравов, говорит о бесправии крепостного человека. Так, например, служанку Лизу страшит и любовь стареющего барина — волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Сочувствие закрепощенным народным массам — основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа.
Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод. Все герои даны в движении, в развитии, в борьбе нового со старым. В образах и картинах комедии с исторической достоверностью была воспроизведена русская жизнь современной автору эпохи.
Великий Фонвизин был мастером пера, но его герои оставались статичными на протяжении всего действия. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, София). Пушкин в «Евгении Онегине» достиг еще больших результатов. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила его реализма. Молчалин стал Молча-Линым именно под влиянием окружающей его среды, от которой он зависит. Поэтому, повторимся, Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!».
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедии придает индивидуальные черты. Именно поэтому комедия до сих пор современна. Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении — «всесильного дядюшку» (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.
Основной конфликт комедии между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, поразил современников своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова «комическим гением».
Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые люди того времени горячо приветствовали появление этого произведения, а представители реакционного дворянства были возмущены появлением комедии. В этом выразилось столкновение «века минувшего» и «века нынешнего».
Русский народ помнит и ценит, как горячо верил Грибоедов в Россию. И совершенно справедливые слова написаны на памятнике А. С. Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».[/sms]
Сильно фамусовское общество, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему — он службу вдруг оставил...»), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Так А. С. Грибоедов хотел намекнуть читателю, что время «века минувшего» проходит, а ему на смену идет «век нынешний», сильный, умный, образованный.
Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типичные черты диких барских нравов, говорит о бесправии крепостного человека. Так, например, служанку Лизу страшит и любовь стареющего барина — волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». Сочувствие закрепощенным народным массам — основа грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа.
Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал новый реалистический метод. Все герои даны в движении, в развитии, в борьбе нового со старым. В образах и картинах комедии с исторической достоверностью была воспроизведена русская жизнь современной автору эпохи.
Великий Фонвизин был мастером пера, но его герои оставались статичными на протяжении всего действия. Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, София). Пушкин в «Евгении Онегине» достиг еще больших результатов. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и в этом сила его реализма. Молчалин стал Молча-Линым именно под влиянием окружающей его среды, от которой он зависит. Поэтому, повторимся, Чацкий с горечью восклицает: «Молчалины блаженствуют на свете!».
Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает «Горе от ума». Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедии придает индивидуальные черты. Именно поэтому комедия до сих пор современна. Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении — «всесильного дядюшку» (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.
Основной конфликт комедии между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, поразил современников своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова-художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова «комическим гением».
Комедия «Горе от ума» имела огромный успех. Она разошлась в тысячах рукописных экземпляров еще до того, как была напечатана. Передовые люди того времени горячо приветствовали появление этого произведения, а представители реакционного дворянства были возмущены появлением комедии. В этом выразилось столкновение «века минувшего» и «века нынешнего».
Русский народ помнит и ценит, как горячо верил Грибоедов в Россию. И совершенно справедливые слова написаны на памятнике А. С. Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской».[/sms]
19 ноя 2007, 16:05
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.