Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
22:57 Названы два неявных симптома, указывающих на высокий уровень холестерина
Новости / Мировые Новости
22:55 Кулеба назвал роль Киева и Анкары в черноморском регионе стабилизирующей
Новости / Мировые Новости
Поиск
11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Сочинение: Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум и сердце. Москва народная, героическая укрепила его любовь ко всему русскому. Комедия «Горе от ума» — суровое обличение того мира, в котором процветают крепостники. Пьеса расходилась в списках по всей стране, но не только потому, что вопросы, поднятые в ней, были невероятно актуальными, но и потому, что комедия отличается удивительной реалистичностью.
Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает близкие автору мысли, а вся Москва, все люди, населяющие ее. Вначале образ столицы складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. «На всех московских есть особый отпечаток», — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики.
[sms]
Главное действующее лицо пьесы даже не Чацкий, который, безусловно, высказывает близкие автору мысли, а вся Москва, все люди, населяющие ее. Вначале образ столицы складывается из портретов отдельных героев, но в третьем и четвертом актах эти портреты оживают в многочисленных персонажах, гостях на званом обеде в доме богатого московского барина Павла Афанасьевича Фамусова. «На всех московских есть особый отпечаток», — говорит хозяин дома, умеющий давать людям меткие характеристики.
[sms]
Действительно, москвичи не похожи на жителей других городов. В монологах Чацкого и Фамусова даются описания отдельных людей, которые обозначают для читателя общие черты принадлежности к «московским». Чацкий и Фамусов говорят о них по-разному, ведь Фамусов — «старинный, верный член» Английского клуба, который «весь свой век пропрыгал на балах».
А тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи». Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое «смешение языков: французского с нижегородским».
Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтённых московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания.
Чацкий восклицает: «Нет, свет уж нынче не таков», — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное.
А тон Чацкого становится все более и более суровым. Следующий, кого упоминает герой пьесы, — любитель крепостного театра, чей «дом зеленью раскрашен в виде рощи», но сам он «толст, его артисты тощи». Упоминает Чацкий и о принятой в Москве системе воспитания, когда родители стремятся набрать детям «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Москвичи видят спасение в немцах и французах, а результат — не только отсутствие представлений о национальной культуре, но и дикое «смешение языков: французского с нижегородским».
Монолог Чацкого разворачивает перед нами колоритную галерею обитателей Москвы. Но это взгляд с одной стороны. Во втором действии свое представление о москвичах высказывает Фамусов. Мы видим почтённых московских бар, которых молодежь должна считать образцом для подражания.
Чацкий восклицает: «Нет, свет уж нынче не таков», — но так ли это? Мне кажется, что развитие действия пьесы доказывает обратное.
В третьем действии мы встречаемся с москвичами на балу у Фамусова. Основу комизма здесь составляет, на мой взгляд, тема огромной власти московских дам. Еще Фамусов отмечает:
А дамы? — сунься кто, попробуй, овладей;
Судьи всему, везде, над ними нет судей...
Платон Михайлович Горич — бывший товарищ Чацкого — попал под каблук своей жены. Княгиня Тугоуховская с шестью дочерьми, озабоченными лишь удачным замужеством, помыкают старым князем. Один из самых колоритных образов — старая московская барыня Хлестова. Мнения таких барынь больше всего боится Фамусов. Недаром последними словами комедии является его реплика:
Ах! боже мой! что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Да, женская власть в Москве сильна. Но Москва уже не может прожить и без таких людей, как Загорецкий, умеющих услужить всем. Значительное место в комедии занимает Репетилов, который являет собой образ человека, способного опошлить всякое святое дело.
И наконец, главные герои. Софья — типичная московская барышня, неглупая, но воспитанная не на реалиях жизни, а на французских романах. Скалозуб — типичный аракчеевский солдафон, человек, которого можно назвать слепым исполнителем воли начальства. Но его образ не только комичен. Вспомним размышления Скалозуба о карьере:
Довольно счастлив я в товарищах моих.
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
Фамусов — наиболее полное олицетворение «века минувшего». Убежденный сторонник старых порядков, он уже достиг «степеней известных» и заботится разве лишь о том, чтобы выдать замуж дочь. Все остальные дела его сводятся к тому, чтобы не забыть зайти «на форели», потому что, как он сам признается:
Обычай мой такой:
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Пожалуй, единственное, в чем сходятся Фамусов и Чацкий, — это отрицательное отношение к засилью в русской дворянской среде заграничной моды и вкусов. Чацкий на три важнейших года исчез из российской действительности. А ведь за эти три года утихло послевоенное ликование. И в последнем монологе Чацкий уже кричит о той толпе, «в любви предателей, в вражде неутомимых, рассказчиков неукротимых, нескладных умников, лукавых простаков, старух зловещих, стариков», которую он увидел в Москве.
Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии «Горе от ума» москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.[/sms]
Не знаю, изменилось ли что-нибудь в Москве после обличительных монологов Чацкого. Похоже, что нет. Но можно быть уверенным, что после появления комедии «Горе от ума» москвичи смогли по-новому взглянуть на все то, что их окружало.[/sms]
20 ноя 2007, 09:07
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.