Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Общественно-политический аспект конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: Общественно-политический аспект конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение: Общественно-политический аспект конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонким политиком и диплома­том. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растер­занный фанатиками, оставив потомкам два замечательных валь­са и пьесу «Горе от ума». Ее жанр определяют, как социально-политическая комедия.
 
Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общест­венно-политическими лагерями: консерваторов (фамусовское общество) и либералов (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью начальству, а главное — быть богатым. Своеобразными идеалами этого об­щества выступают в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович. 

                                    ...Вот пример:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался, все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают!..
[sms]
Чацкий, напротив, — это носитель новых, передовых идей, глашатай перемен. Чацкого можно назвать героем своего вре­мени. В его монологах прослеживается целая политическая программа: он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм; он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба. В начале коме­дии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов — воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия:

Сказал бы я, во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.


На что Чацкий бросает:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важ­ная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу вызов.
 
Спросили бы, как делали отцы?
Учились бы, на старших глядя...
 
— поучает Фамусов.

А в ответ — монолог Чацкого «А судьи кто?», в котором ге­рой клеймит «прошедшего житья подлейшие черты».

Каждое новое лицо, появляющееся в процессе развития сю­жета, становится новым противником Чацкого. Злословят в его адрес анонимные персонажи: г-н Н, г-н Д, 1-я княжна, 2-я княж­на и др. Сплетни растут как «снежный ком». В столкновении с этим миром — социальный конфликт пьесы.

Но в комедии есть и еще один конфликт, еще одна интри­га — любовная. И. А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение девушки послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть ука­занную ему Грибоедовым роль. Герой страдает, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли Молчалин?
 
Поэтому он ста­новится раздражительным, невыносимым, колким. Софья, воз­мущенная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гос­тей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н произносит: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантас­тические, гротескные формы. А сам герой, еще ничего не зная, «подтверждает» этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который произносит в пустом зале. В четвертом дейст­вии комедии наступает развязка. Чацкий узнает, что избран­ник Софьи — Молчалин.

Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. «Ах! Как игру судьбы постичь? Людей с душой гонительница, бич! — Молчалины блаженствуют на свете!» — говорит по­давленный горем Чацкий. Его гордость задета, он оскорблен и порывает с Софьей: «Довольно! С вами я горжусь моим раз­рывом».

И Чацкий в гневе обращается ко всему фамусовскому об­ществу:
 
..Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет...

Чацкий уезжает. Но кто он — победитель или побежден­ный? Наиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой си­лы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством си­лы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в по­словицу: «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — все­гда жертва». [/sms]

20 ноя 2007, 10:49
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.