Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: «Эгоист поневоле» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение: «Эгоист поневоле» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение: «Эгоист поневоле» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Каждая повесть романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» самостоятельна, опирается на определенную литера­турную традицию, однако, объединенные авторским замыслом, повести стали единым целым — исследованием духовного мира современного героя, личность и судьба которого цементирует все повествование.

Роман «Герой нашего времени» создавался Михаилом Юрье­вичем Лермонтовым с 1837 по 1840 год. Трагические 30-е годы XIX века — время жесточайшей реакции. Судьбу поколения 30-х годов и отразил Лермонтов в своем романе.

Реалистически изобразив своего героя со всеми его противо­речиями и «пороками», писатель в то же время отметил в нем и те задатки подлинно героической личности, которые позволя­ют говорить о романтико-реалистическом воплощении в этом образе идеалов, вынашивавшихся поэтом со времен его роман­тической юности до конца жизни. В основу психологического портрета своего героя Лермонтов положил «теорию страстей» Фурье, согласно которой не нашедшие выхода в положительном деле душевные силы искажают в целом хорошую природу че­ловека, его характер. Именно из понимания противоречий меж­ду потребностями внутреннего мира и императивами мира внешнего возникли такие определения Печорина, как «эгоист поневоле», «романтик поневоле».
[sms]
В начале романа о Печорине рассказывают два героя: моло­дой офицер и Максим Максимыч (повести «Бэла», «Максим Максимыч»). Но ни тот, ни другой не в состоянии понять Печо­рина. Поэтому характер его раскрывается полностью лишь в процессе самоанализа, в монологе-исповеди (повести «Та­мань», «Княжна Мери» и «Фаталист»). Первой в «Журнале Пе­чорина» является повесть «Тамань». Здесь уже намечены ос­новные мотивы: стремление героя к активным действиям, лю­бопытство, толкающее его ставить «эксперименты» над собой и окружающими, вмешиваться в чужие дела, его безрассудная храбрость и романтическое мироощущение.

Лермонтовский герой стремится понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию. В повес­ти «Княжна Мери» автор представляет почти ежедневный от­чет о жизни главного героя. Причем он почти не пишет о собы­тиях в стране, о Пятигорске, его прежде всего волнуют мысли, чувства, поступки. В этой повести герой показан в типичной для него дворянской среде, представители которой вызывают его насмешку, иронию, презрение.
 
Печорин превосходно пони­мает лживость и лицемерие «водяного общества» и высшего света, он видит, что жизнь здесь — это или пошлая комедия, или дешевая драма, где все участники играют какие-то роли. На фоне этого общества особенно выделяются ум и искренность Печорина, его образованность, богатство духовного мира. Стремление к чему-то светлому живет в душе его, видимо по­рождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе.

Спокойное созерцание красоты и гармонии природы прино­сит ему ощущение счастья, но Печорин — натура активная, и он не может удовольствоваться этим. В стремлении к «бурям и битвам» чувствуется желание независимости и свободы, неумение довольствоваться тем, что представляет жизнь герою. Как бы ни был счастлив герой в общении с природой, ему необходимо участие в жизни общества. Во взаимоотношениях с разными людьми раскрываются все новые и новые грани характера Печорина, все глубже обнажается трагическое противоречие между внутренними возможностями героя и его поведением. Холодность, душевная опустошенность, эгоизм, равнодушие к людям — все эти черты несомненны в Печорине,

И все-таки нельзя не заметить, что он способен к искреннему сочувствию, к бескорыстной любви. (Душа Печорина — «не каменистая пустыня».) Герой устал от одиночества, но признается в этом только самому себе, да и то редко. Он не знает це­ли, но чувствует, что родился не для того, чтобы скучать в жизни. Он сожалеет, что не угадал своего назначения и «ут­ратил навеки пыл благородных стремлений». «Силы необъят­ные» не находят настоящего применения, и человек мельчает. Сознание несоответствия своих поступков подлинному характе­ру ведет к раздвоению личности.
 
В душе Печорина давно жи­вут два человека: один действует, а другой судит его поступки. Герой уже не может полно ощутить радость и счастье, потому что сделал из себя постоянный объект для наблюдения. Такой постоянный самоанализ мешает ему отдаться целиком не толь­ко чувству, но и действию, хотя в характере его одним из ведущих качеств является активность. Не получив настоящего развития, это качество постепенно угасло, и Печорин, в ком так сильна была жажда действия и борьбы, едет в Персию с надеждой умереть «где-нибудь по дороге».

Рассказывая «историю души человеческой», Лермонтов с ис­ключительной глубиной и проникновенностью сумел донести до сознания и сердца читателя трагедию духовной ее опустошенности, которая завершается бессмысленной смертью.[/sms]
21 ноя 2007, 11:50
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.