Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Трагедия жизни Печорина и его поколения (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение: Трагедия жизни Печорина и его поколения (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Сочинение: Трагедия жизни Печорина и его поколения (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)Роман «Герой нашего времени» с трудом можно отнести к поучительной и назидательной литературе. Он скорее вызы­вает интерес тем, что автор задает философские вопросы, но сам на них не отвечает, предоставляя читателю возможность самому решить, что верно, а что нет. Главный герой романа, с одной стороны, — средоточие «пороков всего поколения в пол­ном их развитии», а с другой — личность, во многих отношени­ях стоящая на ступеньку выше большинства представителей поколения молодежи того времени. Потому и одинок Печорин. Он ищет человека, который мог бы в чем-то противостоять ему, понять его.

Печорин по происхождению аристократ, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь аристократа ему вскоре-опротивела, а чтение книг, как и Онегину, наскучило. После «нашумевшей истории в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор несколькими штрихами подчеркивает его аристократическое происхождение: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «осле­пительно-чистое белье». Печорин физически сильный и вынос­ливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... непобеж­денное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя отражены и внутренние качества: противоре-
чивость и скрытность. Неудивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет волос, усы его и брови черные»? Глаза его не сме­ялись, когда он смеялся.
[sms]
«Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томи­тельном бездействии или растрачивать свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Даже острые приключения не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочаро­вание и огорчение. Окружающим он причиняет горе, и это уг­лубляет его страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы, Груш-ницкого, княжны Мери и Веры, Максима Максимыча.

Печорин пытается поставить окружающих его людей на один уровень с собой. Но они не выдерживают таких сравне­ний: поколение просто не готово, не способно к каким-либо из­менениям, и открываются все темные человеческие стороны. Испытывая людей, герой видит их низость, неспособность к благородным поступкам, а это его угнетает и разрушает ду­шу. Печорин, в глубине души верящий в человека, изучает его и, не находя поддержки своей вере, страдает. Это личность, не нашедшая для себя высокой цели. Именно высокой, потому что таких сильных, волевых натур обычные житейские цели не притягивают. Единственное, чем он овладел, так это способнос­тью видеть людей насквозь. И он хочет изменить этот мир. Путь к совершенству Печорин видит в «приобщении к страда­ниям». Все, встречающиеся с ним, подвергаются суровому бес­компромиссному испытанию.

Печорин не только заставляет людей подниматься выше в духовном развитии, но еще и пытается понять себя самого. Он ищет идеал чистоты, благородства, душевной красоты. Возмож­но, этот идеал заложен в Бэле? Увы. Вновь разочарование. Де­вушка не смогла подняться выше раболепствующей любви к Печорину. Печорин предстает эгоистом, думающим только о своих чувствах — Бэла ему быстро наскучила, любовь иссяк­ла. Все же гибель девушки глубоко ранила героя, изменила его жизнь. Наверное, он уже не вел записей в дневнике и вряд ли влюблялся в кого-нибудь еще.

Постепенно мы начинаем понимать поступки Печорина, ви­дим, насколько отличается он от остальных героев, насколько глубоки его чувства. Образ Печорина предстает наиболее ши­роко через восприятие других людей: Максима Максимыча, княжны Мери и др. У Печорина и Максима Максимыча не воз­никает взаимопонимания. Между ними нет и не может быть ис­тинного чувства привязанности. Дружба между ними невоз­можна из-за ограниченности одного и обреченности на одиночество другого. Если для Максима Максимыча все прошедшее мило, то для Печорина — мучительно. Печорин уезжает, пони­мая, что беседа не сблизит их, а, наоборот, усилит еще не утих­шую горечь.

Но не все представители печоринского, а значит, и лермон­товского поколения утратили способность чувствовать, не все стали серыми и безнравственными. Печорин разбудил душу княжны Мери, которая могли угаснуть из-за безликости Грушницкого. Девушка полюбила Печорина, но он не принимает ее чувств, не желая обманывать. Он не может и не хочет жить ти­хо, спокойно, довольствуясь мирными радостями. Здесь еще раз проявился эгоизм Печорина, оставившего Мери один на один с бездушным обществом. Но эта девушка уже никогда не полюбит рисующегося самодовольного франта.

В социально близком кругу Печорина не любят, а некоторые просто ненавидят. Они чувствуют его превосходство и свою не­способность противостоять ему. Общество скрывает свою по­рочность и лживость. Но все уловки замаскироваться тщетны: Печорин видит фальшь того же Грушницкого, человека пустого и бесчестного. Печорин испытывает и его, надеясь, что там, в глубине души, осталась хоть капля честности и благородства. Но Грушницкий не смог побороть свое мелочное самолюбие. Поэтому так жесток Печорин на дуэли.
 
Неприятие общества болезненно ранит Печорина. Он не стремится к вражде, пыта­ется войти в круг людей, близких ему по общественному поло­жению. Но они не могут понять лермонтовского героя, так же, как и другие, не принадлежащие к этому кругу. Но все, кто все-таки оказались ближе к Печорину, уходят из его жизни. Из них Вернер слишком наивен, хотя эгоцентризм Печорина, не признающего дружбы, сыграл немаловажную роль в их от­ношениях. Друзьями они не стали. Волею судьбы он остается и без Веры. Единственным «достойным собеседником» Печори­на оказывается его дневник. С ним он может быть совершенно откровенным, не скрывать своих пороков и достоинств. В конце книги герой вступает в борьбу не с людьми, а с самой судьбой. И выходит победителем, благодаря смелости, воле и жажде не­известного.

Однако наравне с богатством душевных сил и одаренностью героя Лермонтов раскрывает в Печорине и такие качества, ко­торые резко снижают его образ. Печорин — холодный эгоист, он безучастен к страданиям других. Но самое тяжелое обвине­ние автора в адрес Печорина состоит в том, что у его героя от­сутствует жизненная цель. Задумавшись над вопросом о цели своей жизни, он записал в «журнале»: «А, верно, она существо­вала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чув­ствую в душе моей силы необъятные».

Во все времена отношение к Печорину не было однознач­ным. Одни видели, другие не видели в нем «героя времени». Но в этом образе скрыта некая тайна. Печорина нельзя пред­сказать или постигнуть. Его отличительная особенность в том, что, понимая ничтожность окружающего мира, он не смиряет­ся, а борется, ищет. Одиночество делает его бесцветной личнос­тью, подобно остальным. В нем много отрицательных черт: он жесток, эгоистичен, немилосерден к людям. Но при этом (что немаловажно!) никого не судит, а дает возможность каждому открыть свою душу, проявить хорошие качества. Но если этого не происходит, то он беспощаден.

Печорины встречаются редко. Не все могут трезво смотреть на мир, оценить его и... не принять его таким, каким он есть. Не принять все зло, жестокость, бессердечие и другие пороки человечества. Не многие могут восстать, бороться и искать. Не всем это дано.

Трагедия Печорина в том, что он не смог реализовать свои духовные и физические силы, жизнь его проходит впустую.

Анализируя образ Печорина, В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою». Онегин — отражение эпохи 20-х годов, эпохи де­кабристов; Печорин — герой третьего десятилетия «жестоко­го века». Оба они — мыслящие интеллигенты своего времени. Но Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и без­действия, а Онегин — в период общественного оживления и мог быть декабристом. У Печорина этой возможности не было. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печо­рин страдает».[/sms]
21 ноя 2007, 13:08
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.