Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Сочинение: Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Об образе Печорина В. Г. Белинский сказал: «Это Онегин нашего времени, герой нашего времени. Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою».

Онегин — зеркало эпохи 1820-х годов, эпохи декабристов; Пе­чорин — герой третьего десятилетия, «жестокого века». Оба они — мыслящие люди, но люди своего времени. Печорин жил в тяжелую эпоху общественного гнета и бездействия, а Оне­гин — в период социального подъема, во время декабристов. Поэтому Белинский говорит: «Онегин скучает, а Печорин страдает».

Печорин по происхождению дворянин, получил светское воспитание. Выйдя из-под опеки родных, «пустился в большой свет» и «стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями». Легкомысленная жизнь ему вскоре опротивела. Так же, как Онегину, наскучило и чтение книг. После «нашумевшей исто­рии в Петербурге» Печорина ссылают на Кавказ.

Рисуя внешность своего героя, автор подчеркивает его аристократизм: «бледный, благородный лоб», «маленькая аристократическая рука», «ослепительно-чистое белье». Пе­чорин физически сильный и выносливый человек: «широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни... непобежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными». В портрете героя отражены и внутренние качества: противоречивость и скрыт­ность. Не удивительно ли, что, «несмотря на светлый цвет во­лос, усы его и брови черные... Глаза не смеялись, когда он смеялся».
[sms]
Печорин наделен незаурядным умом, критически оценива­ющим окружающий мир. Он размышляет над проблемами до­бра и зла, любви и дружбы, над смыслом человеческой жизни. В оценке современников самокритичен: «Мы не способны бо­лее к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Он прекрасно разбирается в людях, не удовлетворяется сонной жизнью «водяного обще­ства» и дает уничтожающие характеристики столичным арис­тократам. Автор подчеркивает, что Печорин хорошо знает ли­тературу и историю — в его дневнике мы находим цитаты из Грибоедова и Пушкина, названия произведений, имена писате­лей и литературных героев.

Печорин безумно смел, как бы играет с жизнью. Стоя на краю пропасти с незаряженным пистолетом, он подставляет грудь под выстрел Грушницкого. И это делается для того, что­бы «изведать предел подлости моего противника». Человек сильной воли и больших возможностей, Печорин страстно стре­мится к активной жизни.

«Рожденный для высокой цели», он вынужден жить в томительном бездействии или растрачивать свои силы на по­ступки, недостойные настоящего человека. Даже постоянные авантюры не могут его удовлетворить. Любовь приносит только разочарование и огорчение. Окружающим он причи­няет горе, и это углубляет его страдания. Вспомните, какова судьба Бэлы, Грушницкого, княжны Мери и Веры, Максима Максимыча.

Однако наряду с богатством души и одаренностью героя Лермонтов раскрывает и отрицательные качества Печорина. Холодный эгоист, он безучастен к страданиям других, и это характеризует его как индивидуалиста. Но самое тяжелое об­винение Печорину — отсутствие цели в жизни, бесплодность существования. Задумавшись над вопросом о цели своей жиз­ни, он записал в «журнале»: «А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные».

Нашел ли Печорин свое «высшее назначение»? С пользой ли растратил свои «необъятные силы»? И не о подобных ли ему людях поколения 30-х годов XIX века сказал Михаил Юрьевич Лермонтов в знаменитой «Думе»:

...Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гениям начатого труда.

Можно ли назвать Печорина героем в положительном смыс­ле этого слова? Или, может быть, глубокая ирония скрыта в са­мом заглавии романа? Ответ на этот вопрос нужно искать в предисловии. В нем Лермонтов совершенно категорически за­являет, что Печорин — «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии».

«Печоринство» было типичной болезнью времени. Однако уже и в те годы, полные мрака и безнадежности, появились имена истинных героев. Они шаг за шагом прошли «кремнис­тый путь» борцов и явили миру образцы патриотизма и граж­данского мужества.[/sms]
21 ноя 2007, 13:36
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.