Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Сочинение: Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Сочинение: Обличение нравов провинциальной России в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Известно, что единственный случай, когда Гоголь имел воз­можность наблюдать русский провинциальный город, был в Кур­ске, где ему пришлось задержаться на неделю из-за поломки экипажа. Силою писательского таланта эти впечатления превра­тились в образы, вместившие всю Россию времен царствования Николая I. Любопытно, что это подтвердил даже сам Николай. На пути из Пензы в Тамбов царь получил увечье и две недели лечился в Чембаре. Выздоровев, он пожелал увидеть местных чиновников. Рассказывают, что государь пристально осмотрел пришедших и сказал губернскому предводителю дворянства: «Я их знаю...» А затем прибавил по-французски, что видел их на представлении гоголевского «Ревизора».

Действительно, героями комедии Гоголь сделал чиновников уездного города. Благодаря простому на первый взгляд сюжет­ному ходу, когда проезжего мелкого чиновника принимают за ревизора, автор раскрывает быт и нравы не только провинци­ального заштатного городка, но и всей России.

Какова же Россия в миниатюре — город, из которого, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»? «На улицах кабак, нечистота!» Возле старого забора, «что возле са­пожника... навалено на сорок телег всякого сору». Церковь при богоугодном заведении, «на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма... начала строиться, но сгорела». Что и гово­рить, удручающая картина.
[sms]
А как живется «купечеству» да «гражданству»? Кто обо­бран, кто выпорот, у кого синяки на скулах от усердия Держи­морды, арестанты не кормлены, в больницах вонь, нечистота и больные «все как мухи выздоравливают».

Всему виной в данном случае крайний цинизм и самоуправ­ство «столпов города» — тех, кто в силу своего общественного долга призван противостоять беззаконию и радеть о благе горо­жан. Однако комический эффект в пьесе как раз и основывает­ся на несоответствии поступков героев их общественному дол­гу. Городничий, например, с гордостью объявляет: «Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!» Ему вторит судья: «Я говорю вам откровенно, что беру взятки, но чем взят­ки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело». Почтмейстер, выслушав поручение «всякое письмо этак немножко распеча­тать», наивно признается: «Знаю, знаю, этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопыт­ства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете».

Итак, полная беспринципность, корыстный расчет, злоупо­требление служебным положением — вот то, что составляет ос­нову сознания и деятельности «хозяев жизни». Гоголь открыто критикует взяточничество — самый опасный и распространен­ный порок огромного чиновничьего аппарата России. Недаром во время монолога городничего «Чему смеетесь? Над собой сме­етесь! » актер Щепкин подходил близко к рампе и бросал эти слова в чопорный партер, где сидело немало прототипов гого­левских героев, среди которых, по словам самого Михаила Се­меновича, половина «берущих» и половина «дающих».

Казнокрадство, взяточничество — все эти ужасные по своей сути явления — показаны Гоголем явлениями повседневными и вполне закономерными. По глубокому убеждению Антона Ан­тоновича, «нет человека, который бы за собою не имел каких-ни­будь грехов», который пропустил бы то, «что плывет в руки».

И вот теперь в городе ревизор «инкогнито» — неожиданная опасность для всех чиновников, но особенно для городничего. Ведь с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: «в руки плывут» не только шубы и шали да кули товаров от куп­цов, а и государственная казна, средства, отпущенные на благо­устройство города, социальные нужды. А это скорым распоряже­нием не поправишь: «Не вывезешь горы мусора, не прикроешь соломенной вехой пустот и развалин, не выстроишь церковь, а главное — не заставишь молчать всех обиженных».

Однако в гостинице живет не ревизор, а жалкий «елистра-тишка», промотавший в Петербурге все свои деньжонки. По за­конам комического жанра Гоголь наделяет своего героя, можно сказать, устрашающей фамилией, образованной от слова «хлес­тать» — бить наотмашь. И чиновники трепещут. Не распознал «фитюльку», «пустышку» и сам городничий. Каждую реплику перепуганного Хлестакова еще более перепуганный Антон Ан­тонович воспринимает совсем в ином смысле.
 
Однако все решило многократно испытанное средство — взятка. Она подтвердила мысль, что игра пошла по всем правилам. Теперь бы подпоить гостя и разведать все окончательно. Кто из ревизоров отказывался от обильного хлебосольного угощения! В конце концов, ревизор-«фельдмаршал» уже становится без пяти минут зятем Антона Антоновича и покровителем его семейства. Зритель убеждается, что «легкость в мыслях необыкновенная» свойственна не одному Хлестакову.
 
Она уносит семейство городничего в Петербург, где Антон Антонович собирается «зашибить» генеральский чин, есть ряпушку и корюшку, а у Анны Андреевны должно быть в комнате «такое амбре, чтоб нельзя было войти». И уже торжествует новоявленный генерал, перед которым все трепещут и дрожат: титулярные, городничие... Несмотря на то что сам городничий только что пережил паническии страх, узнав, что купцы жаловались на него, теперь он безмерно счастлив. Ведь в дальнейшем, как он считает, этот страх будет пробирать других уже перед его особой. Приятно

видеть дрожащих и трепещущих! Презрение к низшим и тре- пет перед высшими чинами — вот что составляет основу взаи- моотношений в чиновничьем мире. Гоголь обещал Пушкину, что комедия будет «смешнее черта». И действительно, смешон каждый эпизод, каждая сцена комедии. Однако, показав не частных, а должностных лиц, в руках которых находится власть над людьми, Гоголь выводит сценическое действие за рамки анекдотического случая. Вспо­минаются слова Чернышевского, который говорил, что Гоголь
«первый представил нас нам в настоящем нашем виде... Первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими».[/sms]
21 ноя 2007, 15:00
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.