Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Образ Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Сочинение: Образ Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

Сочинение: Образ Чичикова (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской классической литературы. Вершиной творчества пи­сателя является поэма «Мертвые души» — одно из выдаю­щихся произведений мировой литературы, по определению Белинского, «творение, выхваченное из тайника народной жизни». В поэме нашли свое выражение все основные особен­ности таланта автора.

Чичиков — центральный герой поэмы, вокруг него проис­ходят все события, с ним связаны все действующие лица. Сам Гоголь писал: «Ибо что ни говори, не приди в голову Чичикову эта мысль (о покупке мертвых душ), не явилась бы на свет сия поэма».

В своем произведении писатель создал ряд образов-типов: русских помещиков, чиновников и крестьян. Единственный об­раз, явно выделяющийся из общей картины, — это главный герой. Раскрывая этот образ, автор повествует о происхожде­нии Чичикова и формировании его характера. Чичиков — пер­сонаж, история жизни которого дается во всех деталях. Из одиннадцатой главы мы узнаем, что Павлуша принадлежал к бедной дворянской семье.
 
Отец оставил ему в наследство полтину меди да завет старательно учиться, угождать учите­лям и начальникам и самое главное — беречь и копить копей­ку. Чичиков быстро понял, что все высокие идеалы только ме­шают достижению заветной цели. Вот почему Павлуша проби­вает себе дорогу в жизни собственными усилиями, не опираясь ни на чье покровительство. Благополучие свое он строит за счет других людей: хитрость, обман, взяточничество, казно­крадство, махинации на таможне — таковы орудия главного героя. Никакие неудачи не могут сломить его жажду наживы. И всякий раз, совершая неблаговидные поступки, он легко на­ходит себе оправдание.
[sms]
Каждая глава расширяет наше представление о Чичикове и приводит к мысли о поразительной изменчивости его харак­тера: с Маниловым он приторно-любезен, с Коробочкой — ме­лочно-настойчив и груб, с Ноздревым — напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется уверенно и неотступно, Плюшкина по­коряет своим «великодушием». Может быть, главный герой — великолепный актер или дальновидный психолог? Пожалуй, нет. Он обманулся в Ноздреве и не смог сыграть необходимую роль, разбудил подозрительность Коробочки, спровоцировал ревность губернских дам.

Обратим особое внимание на те моменты, где Чичикову нет необходимости маскироваться и приспосабливаться, где он ос­тается наедине с самим собой. При осмотре города N наш герой «оторвал прибитую к столбу афишу, с тем чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а прочитав, «свернул опрят­но и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что попадалось». Это собирание ненужных вещей, тщательное хранение хлама напоминает привычки Плюшкина. С Маниловым Чичикова сближает неопределенность, из-за ко­торой все предположения на его счет оказываются одинаково возможными. Ноздрев замечает, что главный герой похож на Собакевича: «...никакого прямодушия, ни искренности! Совер­шенный Собакевич». А знаменитый ларчик! Все в нем разложе­но с мелочной педантичностью, точь-в-точь как в комоде Наста­сьи Петровны.

В характере Чичикова есть и маниловская любовь к фразе, к «благородному» жесту, и мелочная скаредность Коробочки, и самовлюбленность Ноздрева, и грубая прижимистость, холод­ный цинизм Собакевича, и скопидомство Плюшкина. Чичикову легко оказаться зеркалом любого из этих собеседников, потому что в нем есть все те качества, которые составляют основы их характеров.

Но в то же время Чичиков отличается от своих двойников в поместьях, он человек нового времени, делец и приобретатель и обладает всеми необходимыми качествами: «„.и приятность в оборотах и поступках, и бойкость в деловых играх», однако он тоже «мертвая душа», ибо ему недоступна «блистающая ра­дость» жизни. Наш герой усмиряет свою кровь, которая «игра­ла сильно», избавляется от человеческих чувств почти совер­шенно.
 
Идея успеха, предприимчивость, практицизм заслоняют в нем все человеческие побуждения. Правда, Гоголь замечает, что в Чичикове нет тупого автоматизма Плюшкина: «В нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не вла­дели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им, — ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах... Чтобы нако­нец потом, со временем, вкусить непременно все это, вот для чего береглась копейка...» «Самоотвержение», терпение и сила характера главного героя позволяют ему постоянно возрож­даться и проявлять громадную энергию для достижения по­ставленной цели.

Чичиков умеет приспосабливаться к любому микромиру, да­же внешний облик героя таков, что подойдет к любой ситуации: «не красавец, но и не дурной наружности», «ни слишком толст, ни слишком тонок», «человек средних лет» — все в нем неопре­деленно, ничто не выделяется. Как это ни странно, наш ге­рой — единственный персонаж, способный на проявление дви­жений души. «Видно, и Чичиковы на несколько минут обраща­ются в поэтов», — говорит автор, наблюдая, как его герой останавливается, «будто оглушенный ударом», перед молоденькой, шестнадцатилетней девушкой. В конечном счете не сомни­тельные покупки, не подозрительная ловкость Чичикова, а «че­ловеческое» движение души стало причиной его краха. Так уж устроена жизнь, говорит Гоголь, что именно душевность, ис­кренность, бескорыстие — самое опасное.

В финале поэмы автор намечает некоторые перспективы ду­ховного возрождения главного героя. Преодоление зла, по мне­нию писателя, заключается не в социальном переустройстве, а в неисчерпаемом потенциале русского народа. К сожалению, второй том «Мертвых душ» был сожжен, а третий не написан, поэтому читатель не смог увидеть, как Гоголь приводит Чичи­кова к нравственному возрождению.[/sms]
21 ноя 2007, 15:35
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.