Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Образ Коробочки в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Образ Коробочки в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Сочинение: Образ Коробочки в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»Обобщение, к которому гоголевская мысль всегда тяготела, получает в «Мертвых душах» новую форму. «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь», — писал Н. В. Гоголь А. С. Пушкину. Поэма «Мертвые души» гениально отразила время и лица помещичье-крепостнической России 30-х годов XIX века. Это был период, когда крепостничество находилось в упадке, назрел кризис всей системы, но помещики отчаянно цеплялись за свои привилегии, позволяющие им без­бедно существовать за счет рабского труда подневольных крес­тьян.
 
Поэма построена в форме путешествия, позволяющего автору показать всю Россию с ее бедами и тяготами, выявить причину бедственного положения народа и с помощью сатиры обличить пороки существующего строя.

Павел Иванович Чичиков — мошенник, задумавший соста­вить капитал, пользуясь несовершенством общественного строя России. Путешествуя по южным губерниям, он пытается деше­во скупить мертвых крестьян, не прошедших ревизской сказки (переписи) и считающихся живыми, чтобы впоследствии зало­жить фальшивые документы в банк и получить под залог день­ги, выгодно жениться, разбогатеть, не затрудняя себя общест­венно полезным делом. Чичиков встречается с крепостниками-помещиками, и здесь Гоголь показывает, до какой «гадости и мерзости может дойти человек» в погоне за деньгами и собст­венным благополучием.
[sms]
Покинув Манилова, Чичиков попадает к Коробочке — доста­точно зажиточной помещице, рачительной хозяйке, готовой про­давать «мясо, птицу, пеньку и мед», но не отказавшейся и от тор­говли мертвыми душами крестьян. Причем «дубиноголовая» На­стасья Петровна решила, что для этого придется выкапывать гробы, но и это ее не останавливает. Она готова на все, лишь бы получить деньги. Чичиков прекрасно понял натуру Коробочки и разговаривал с ней «с большею свободою, нежели с Манило­вым». Чичиков не церемонится. Ему надо продолжать начато де-^о, и, коль он заехал к Коробочке, придется вести дело с ней.

Чичиков позволяет себе прикрикнуть на помещицу, когда зна отвлекается от интересующего его предмета. Настасья Пет­ровна боится продешевить, а остальное не беспокоит эту поме­щицу. Она, «женщина пожилых лет, в чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из матушек, небольших помещиц, ко­торые плачутся на неурожай и убытки и держат голову не­сколько набок, а между тем собирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов». Коробочка крепкая помещица, она живет натуральным хозяй­ством, но прекрасно знает власть денег.

Поражаешься жадности Настасьи Петровны: зачем ей день­ги, ведь у нее нет детей, кому бы можно было передать капи­тал, кого нужно было выводить в люди. Бессмысленность нако­пительства Коробочки почти зловеща. Она копит деньги ради них самих, не боится продавать мертвых крестьян — лишь бы не прогадать. Этот образ имеет большое значение для создания целостной композиционной картины поэмы.

Постепенно Гоголь покажет, как жажда наживы, составле­ние капитала любыми средствами, безмерная эксплуатация крестьян вытравляют душу помещиков. Они теряют человечес­кий облик, все чувства, превращаясь в «настоящих мертвых душ». Гениальность Гоголя заключается в том, что он увидел основные черты нового класса капиталистов, показал их кров­ную связь с крепостниками: у них единая природа — отрица­ние всего человеческого ради собственной наживы.

Но Гоголь не был бы истинным художником, если бы не оп­ределил и не показал своим читателям путей возрождения Рос­сии, поэтому в конце первого тома поэмы появляется светлый образ птицы тройки — России, которая все же преодолеет все трудности и сумеет возродиться, встать вровень с другими странами. Гоголь не мог предсказать, как скоро это случится, поэтому образ тройки символичен. Это светлая мечта автора о прекрасном будущем отечества. «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается коло­кольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воз­дух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».[/sms]
21 ноя 2007, 15:43
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.