Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Природа в лирике Ф. И. Тютчева

Сочинение: Природа в лирике Ф. И. Тютчева

Сочинение: Природа в лирике Ф. И. ТютчеваХудожническая судьба Тютчева необычна: это судьба по­следнего русского романтика, творившего в эпоху торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романти­ческого искусства. Романтизм Тютчева проявляется, прежде всего, в изображении природы. Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики. При этом изображение природы и мысль о природе слиты у Тютчева воедино: его пейзажи получают символический философский смысл, а мысль обретает вырази­тельность.

Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она не знает по­коя, показана в борьбе противоборствующих сил, она многоли­ка, насыщена звуками, красками, запахами. Лирика поэта про­никнута восторгом перед величием и красотой, бесконечностью и многообразием природного царства. Природа в стихах Тютче­ва одухотворена, очеловечена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.
 
Само по себе одушевле­ние природы обычно для поэзии. Но для Тютчева это не просто олицетворение, не просто метафора: живую красоту природы он «принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину». Пейзажи поэта проникнуты типично романтическим чувством; это не просто описания природы, а драматические эпизоды од­ного сплошного действия.
[sms]
Одним из ярчайших примеров мастерства Тютчева-пейза­жиста является стихотворение «Осенний вечер». Стихотворе­ние явно порождено конкретными впечатлениями, вызванной ими грустью, но в то же время пронизано трагическими разду­мьями о скрытых бурях хаоса:

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно сиротеющей землею
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

Краткое, двенадцатистрочное стихотворение — это не столько описание своеобразия осеннего вечера, сколько обоб­щенное философское раздумье о времени. Нужно отметить, что ни одна точка не прерывает движение мысли и наблюдения, все стихотворение прочитывается в молитвенном преклонении пе­ред великим таинством природы

Поэт видит на всем «кроткую улыбку увяданья». Таинствен­ная прелесть природы вбирает в себя и зловещий блеск дерев, и предсмертную багряность осенней листвы; земля грустно си­ротеет, но лазурь над нею туманная и тихая, словно предчувст­вие бурь, проносится холодный ветер.

За видимыми явлениями природы незрима «хаос шевелит­ся» — таинственная, непостижимая, прекрасная глубина пер­возданного. И в этом едином дыхании природы лишь человек осознает «божественность» ее красоты и боль ее «стыдливого страданья».

За год до написания «Осеннего вечера» Тютчевым был со­здан «Летний вечер». Эти стихотворения тесно связаны, хотя и написаны в разных тональностях:
Уж солнца раскаленный шар
С главы своей земля скатила,
И мирный вечера пожар
Волна морская поглотила.
Уж звезды светлые взошли,
И тяготеющий над нами
Небесный свод приподняли
Своими влажными главами.
Река воздушная полней
Течет меж небом и землею,
Грудь дышит легче и вольней,
Освобожденная от зною.
И сладкий трепет, как струя,
По жилам пробежал природы,
Как бы горячих ног ея
Коснулись ключевые воды.

Можно сравнить эти два стихотворения. Надо отметить, что в стихотворении «Осенний вечер» почти не упоминается небо. Напротив, в нем говорится о земле и обо всем, что с ней связа­но: о деревьях, листьях. Лишь единственный раз Тютчев гово­рит о лазури, но «туманной и тихой». Она будто вот-вот упа­дет на «сиротеющую» землю. В стихотворении же «Летний ве­чер» автор практически не упоминает землю, а больше говорит о небе и звездах. Все стремится вверх, пытаясь оторваться от земли. Звезды «приподнимают» небесный свод. Все стихотво­рение «Летний вечер» написано в полутонах: звезды «припод­няли» небосвод, «трепет пробежал по жилам», земля «скати­ла» солнце.
 
В стихотворении отсутствуют резкие движения, все плавно, медленно. В «Осеннем вечере» все наоборот: поры­вы ветра, бури. Поэта томят предчувствия и тревоги, между тем как в «Летнем вечере» все мирно, «грудь дышит легче и вольней». В этом стихотворении преобладают светлые, спо­койные краски, а в «Осеннем вечере» — темные, размытые, мрачные.

Противопоставления вообще характерны для творчества Тютчева. Он нередко создавал произведения противоположные по настроению и мысли, что свойственно и стихотворениям «Осенний вечер» и «Летний вечер». В них можно наметить не- сколько направлений антитезы: верх — низ; свет — тьма; жизнь — смерть; покой — буря. В этих стихотворениях Тютчев прекрасно изобразил разные состояния природы и через них — изменчивость состояний человека.[/sms]
21 ноя 2007, 16:32
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.