Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Обломовщина и штольцевщина как типы жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Сочинение: Обломовщина и штольцевщина как типы жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)

Сочинение: Обломовщина и штольцевщина как типы жизни (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)Осудить бездеятельность и оправдать деловитость — та­кую задачу ставил себе автор в «Обломове». Образы Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, и само слово «обломовщина» стало нарица­тельным.

Чтобы понять мотивацию поступков человека, надо обра­титься к его детству, то есть к тому периоду жизни, когда в нем закладываются основные черты характера, могущие потом вли­ять на всю жизнь в целом.

Маленький Илюша родился и вырос в селе Обломовке. Ро­дители его были потомственные дворяне, которые придержи­вались патриархальных традиций. В семье было два пристрастия: еда, которая превратилась в культ, и послеобеденный сон — тоже своеобразный культ. Труд был главным врагом обитателей Обломовки, наказанием, которого при каждом удобном случае всеми силами избегали. Эта ленивая, спокой­ная, беззаботная жизнь ничем не нарушалась, разве что бо­лезнями и мелкими ссорами. Да и как иначе. Ведь членам по­мещичьей семьи не надо было зарабатывать на жизнь, они бездельничали, за них работали крепостные крестьяне. В этой атмосфере и вырос Обломов.
[sms]
Автор отмечает, что в детстве мальчик был подвижным и любознательным, но все его по­ползновения на самостоятельность пресекались матерью и няньками. Даже чулки ребенку надевал Захар. Жизнь не из­менилась и во время учебы. Учение, по представлениям роди­телей, было нужно только для повышения по службе. В ос­тальном толку от него не видели. Поэтому Илюшеньку, во из­бежание переутомления, всячески ограждали от умственной деятельности. Мальчик скоро понял, что приказывать гораздо удобнее, чем что-либо делать самому. Со временем он стал сонным, апатичным и неприспособленным к жизни, как и все члены его семейства. Но он сохранил чистые душевные по­мыслы, нравственные идеалы.

Воспитание Штольца отличалось от воспитания Обломова. Отец его был немцем, мать русской дворянкой. От отца он пе­ренял трудолюбие и практичность, свойственные всем немцам, а от матери получил богатое духовное наследство: любовь к му­зыке, поэзии, литературе. Отец Андрея дал ему то воспитание, которое сам получил от своего отца. Он обучил его всем прак­тическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя за­кончившего университет сына, как с ним поступил в свое время его отец.

Поэтому если в самом начале жизни у Обломова лежали прозябание и сон, то у Штольца — энергия и жизнедеятельность. Их различия можно увидеть уже из портретов. Если го­ворить про Обломова, то «это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».
 
А вот описание Штольца: «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь... цвет лица ровный, смуглова­тый и никакого румянца; глаза хоть немного зеленоватые, но выразительные». Один не может не вызывать симпатии мяг­костью и мечтательностью натуры, отразившимися и на лице, другой восхищает твердостью и целеустремленностью, читаемыми во всем облике. Различается и духовная жизнь героев. Несмотря на то что Обломов бездеятелен, духовная жизнь его довольно богата.

Воображение стало любимым спутником его жизни. Только в мечтах он воплощает богатые, глубоко зары­тые способности своей души. Штольц, как человек действия, не находит времени и места для бесплодных мечтаний. Он от­вергает все, что «не подвергалось анализу опыта практической истины». Душевно Штольц спокоен, у него есть цель, и он дей­ствует согласно этой цели. В этом смысле он удовлетворен жизнью.

Обломов боится трудностей. Для того чтобы решить са­мые насущные проблемы, нужно приложить умственные уси­лия. Но к этим усилиям Обломов не привык. Его принцип — пусть все идет так, как идет, «авось все уляжется». Он ста­рается переложить дело на другого, лишь бы не делать его самому. При этом он и мысли не допускает, что его способны обмануть.

Штольц ни на кого не перекладывает своих дел, он все стре­мится сделать сам и подталкивает к этому Обломова. Правда, все его попытки растормошить Обломова разбиваются о его лень и невозмутимость. Тем не менее эти два таких противопо­ложных человека очень дружны. И вряд ли дело лишь в брав­шей начало из детства привязанности. Если привязанность Об­ломова к Штольцу можно объяснить его нуждой в сильном де­ловом человеке, который всегда способен прийти на помощь, то чем объяснить привязанность Штольца к Обломову? Думаю, что на этот вопрос можно ответить характеристикой, которую дает Андрей Штольц Обломову: «Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало, они редки, это перлы в толпе!» Тем более ему хотелось спасти друга, оживить его.
 
Когда Штольц говорил о друге с Ольгой, он надеялся, что она сумеет расшеве­лить Обломова, вылечить его. На первый взгляд ей это удалось. («Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере, само­уверенности».) Обломов стал выполнять поручения Ольги, ез­дил с дачи в город, меньше лежал на диване, даже сбросил свой халат, который стал своеобразным символом его лени. Но инертность оказалась сильнее его любви. Они с Ольгой сов­сем разные люди.
 
Любовь для Обломова, как и вся жизнь, — спокойное прозябание, прогулки по саду, гуляние под руку. Но эта жизнь не устраивала Ольгу. Ее беспокойная и деятель­ная натура требовала действия, которое она могла найти только в таком человеке, как Штольц. Штольц, в свою очередь, искал женщину, равную ему по взглядам и силе характера. Семейная жизнь Штольцев способствует гармоничному взаимообогащаю-щему развитию обоих супругов. Андрей успокоился, он всем доволен; правда, Ольгу мучают сомнения: что дальше? неужели жизненный круг замкнулся?

Но и Обломов не одинок. Он подсознательно искал себе же­ну не как равного себе товарища, а как жену-мать. Такой же­ной стала для него Пшеницына, для которой он предмет обожа­ния и самоотверженной заботливости. Правда, под властью лю­бящей и трудолюбивой Пшеницыной происходит духовное и физическое угасание Обломова.

Обломовщина и штольцевщина — два противоположных ми­ра, два полюса жизни. Цель в жизни Обломова — жить спокой­но. Трудиться, он считает, бесполезно, все равно толку не бу­дет. Такой образ жизни не следует брать за образец, ведь герой в конце концов деградирует. Жизнь для Штольца — труд. Но труд этот очень уж прост, а потому скучен. Для полноцен­ной жизни важно все: взлеты и падения, горести и радости. В жизни Штольца этого нет, она удручающе однообразна. Ни обломовщину, ни штольцевщину нельзя назвать полноцен­ной жизнью, истина лежит где-то посередине между этими двумя образами жизни.[/sms]
22 ноя 2007, 10:00
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.