Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Образ русского крестьянина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение: Образ русского крестьянина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Сочинение: Образ русского крестьянина в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» явилась вер­шиной творчества поэта. В этом монументальном произведе­нии, которое по праву можно назвать эпопеей народной жизни, Некрасов нарисовал панораму дореформенной и послерефор-менной России, показал те перемены, которые произошли в стране в это время. Сама поэма писалась в пореформенную эпоху, когда стала ясна для крестьян вся сущность реформы. Вместо обещанных правительством льгот она обрекала крестья­нина на разорение и кабалу. Народ сам видел все «добро» от реформы и едко осуждал ее:

Добра ты, царска грамота,
Да не про нас ты писана...


Уже начало поэмы, ее пролог, рассказывающий о мужиках, которые заспорили о том, кому «живется весело, вольготно на Руси», вводит нас в обстановку горестного существования на­рода. Чтобы ответить на этот вопрос, семеро временнообязан­ных крестьян решают походить по России и посмотреть, кому живется лучше всех и где находится счастье. Сам перечень деревень, из которых происходят крестьяне, убедительно красноречив:

Сошлись семь мужиков,
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень —
Заплатова, Дырявина,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
[sms]
Мужикам позже придется пройти через Испуганную и Не­грамотную губернии, они встретятся с жителями деревень Босово, Дымоглотово, Адовщина, Столбняки.

Набредут на своем пути крестьяне также на попа и помещи­ка. Эти два мира, два образа жизни — мир крестьян и мир гос­под — противопоставляются в поэме друг другу. Автор с любо­вью рисует крестьян, показывает их невеселую жизнь, которая скорее сродни простому выживанию, и резко критикует поме­щиков-крепостников. Беспринципность помещиков и ограни­ченность жестоких деспотов, превративших свои деревни

в «Нееловы» и «Разутовы», резко контрастирует с широтой и нравственными идеалами крестьян. Яким Нагой, Aran Петров, староста Влас, Ермил Гирин, Клим Лавин, Матрена Тимофеев­на, дед Савелий — эти и другие крестьяне в поэме показаны крупным планом. Некрасов подчеркивает их душевную красоту и благородство. Описывая крестьян, автор не скрывает и их слабые стороны. Мужик любит разгуляться на «ярманке», за­тянуть «веселую», может выспаться после пьянки и драки в ка­наве. Яким Нагой сам про себя говорит, что он «до смерти рабо­тает, до полусмерти пьет». Крестьянин груб, неотесан и упрям:

Мужик, что бык: втемяшится
В башку какая блажь,
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!


Но крестьянам надоело уже быть покорными и терпеть гру­бость. Таков Aran Петров. Грубому, непокладистому мужику надоело выслушивать «пиленье» барина, который «права свои дворянские высчитывал ему», и он высказал помещику в глаза все, что думали о нем крестьяне. Aran погибает, не перенеся надругательства над его человеческим достоинством. В Якиме Нагом Некрасов показал еще одного своеобразного народного правдолюбца. Яким живет такой же трудовой, нищенской жиз­нью, как и все крестьяне. Но он отличается непокорным нра­вом. Яким готов постоять за свои права, в нем нет ничего хо­луйского, он честный труженик, ревниво оберегающий свое че­ловеческое достоинство.

Живет — с сохою возится,
А смерть придет Якимушке —
Как ком земли отвалится,
Что на сохе присох...


Не менее тяжела и судьба русской женщины, которая пока­зана на примере жизни Матрены Тимофеевны Корчагиной. Только в раннем детстве и была ее жизнь счастливой:

Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья...

Но даже в хорошей семье уже малые дети приучаются к ра­боте. Начала с пяти лет работать и Матрена. Выйдя замуж, она «попала с девичьей доли в ад». Издевательства мужниной род­ни, побои, каторжный труд и смерть ребенка выпали на ее до­лю. Поэтому и говорит Матрена странникам — «...не дело — между бабами счастливую искать». Но тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь не сломила Матрену. Она сумела сохранить доброту, великодушие, благородство — именно те качества, ко­торые присущи русским женщинам.

Несмотря на то что русский мужик необразован и безграмо­тен, на базар отправляется «пить горькую», он не лишен хитро­сти, смекалки и находчивости. Одним из таких смекалистых мужиков является Клим Яковлич Лавин, который сумел хитро­стью завоевать расположение помещика и сделался бурмист­ром, чтобы облегчить жизнь крестьян.

Среди крестьян уже есть такие, которые способны на насто­ящую борьбу. Таков Савелий — «богатырь святорусский». В его характере сочетаются свободолюбие, могучая сила (в одиночку на медведя хаживал) презрение к рабской покорности, гордость, человеческое достоинство. «Наши топоры лежали до поры», — говорит Савелий. Он попал на каторгу, но сохранил стойкость духа, мужество, ум, гордость и благородство: «клейменый, да не раб». Савелий — олицетворение лучших черт характера рус­ского мужика: трудолюбия, бодрости, стремления к свободе, не­покорности. Настоящими борцами за униженных и несчастных выступают в поэме разбойник Кудеяр и Ермил Гирин, который попал в острог за защиту интересов крестьян.

Крестьянам пытается помочь революционная интеллиген­ция, которую представляет в поэме Гриша Добросклонов. Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сель­ского дьячка, который, несмотря на свое положение, жил «беднее захудалого последнего крестьянина». Гриша понимает и видит положение крестьян, их рабский труд и беспросвет­ную жизнь, поэтому хочет помочь. А для этого надо быть там, «где трудно дышится, где горе слышится». Народный борец знает, что ждет его впереди, и тем не менее он готов отдать свою жизнь за то, «чтоб каждому крестьянину жилось воль­готно, весело на всей святой Руси!» Гриша в своей борьбе не одинок, вместе с ним поднимаются сотни народных борцов. Их всех ожидает одна участь:

Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотка и Сибирь.

Несмотря ни на что, Гриша не сломлен, он верит в светлое будущее страны и народа и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные».

Уверенностью в победе звучат слова:
Рать подымается —
Неисчислимая,
Сила в ней скажется
Несокрушимая!


Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — подлинно народное произведение, где не только показана тяжелая жизнь крепост­ного крестьянина, вера в светлое будущее, но и указан путь, как этого добиться. [/sms]

22 ноя 2007, 10:36
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.