Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Обличение «темного царства» и его представителей в драме А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение: Обличение «темного царства» и его представителей в драме А. Н. Островского «Гроза»

Сочинение: Обличение «темного царства» и его представителей в драме А. Н. Островского «Гроза»В драме Островского «Гроза» широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы. Ос­тровский изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по «Домострою», и новое поколение молодежи, отвергающее эти устои. Персонажи драмы делятся на две группы. По одну сто­рону стоят старики, поборники старых порядков, которые, в сущности, и осуществляют этот «Домострой», по другую — Катерина и молодое поколение города.

Герои драмы живут в городе Калинове. Этот город занима­ет маленькое, но не последнее место в России того времени, в то же время он — олицетворение крепостничества и «Домо­строя». За стенами города чудится другой, чужой мир. Не зря Островский в ремарках упоминает Волгу, «общественный сад на берегу Волги, за Волгой сельский вид». Мы видим, насколь­ко жестокий, замкнутый мир Калинова отличается от внешне­го, «безудержно огромного». Это мир Катерины, родившейся и выросшей на Волге. За этим миром кроется та жизнь, кото­рой так боятся Кабаниха и ей подобные.
[sms]
По словам странницы Феклуши, «старый мир» уходит, лишь в этом городе «рай и тишина», в других же местах «просто содом»: люди в суете друг друга не замечают, запрягают «огненного змия», а в Москве «теперь гульбища да игрища, а по улицам-то индо грохот идет, стон стоит». Но и в старом Калинове что-то меня­ется. Новые мысли несет в себе Кулигин. Кулигин, воплощаю­щий идеи Ломоносова, Державина и представителей более ранней культуры, предлагает поставить на бульваре часы, чтобы смотреть по ним время.

Познакомимся с остальными представителями Калинова.

Марфа Игнатьевна Кабанова — поборница старого мира. Уже само имя рисует нам грузную, тяжелого характера жен­щину, а прозвище «Кабаниха» дополняет эту неприятную кар­тину. Кабаниха живет по старинке, в соответствии со строгим порядком. Но она соблюдает только видимость этого порядка, который поддерживает на людях: добрый сын, послушная неве­стка. Даже сетует: «Ничего-то не знают, никакого порядка... Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего». В доме же царит настоящий произвол. Кабаниха деспотична, груба с крестьянами, «поедом ест» домашних и не терпит воз­ражений. Ее воле полностью подчинен сын, этого ждет она и от невестки.

Рядом с Кабанихой, которая изо дня в день «точит всех сво­их домашних, как ржа железо», выступает купец Дикой, чье имя ассоциируется с дикой силой. Дикой не только «точит и пи­лит» членов своей семьи. От него страдают и мужики, которых он обманывает при расчете, и, конечно, покупатели, а также его конторщик Кудряш, непокорный и дерзкий парень, готовый ку­лаками проучить «ругателя» в темном переулке.

Характер Дикого Островский обрисовал очень точно. Для Дикого главное — деньги, в которых он видит все: власть, славу, поклонение. Особенно это бросается в глаза в маленьком городке, где он живет. Он уже запросто может «потрепать по плечу» самого городничего.

Дикому и Кабанихе — представителям старого порядка, про­тивостоит Кулигин. Кулигин — изобретатель, его взгляды соот­ветствуют просветительским взглядам. Он хочет изобрести сол­нечные часы, «перпетуум мобиле», громоотвод. Его изобретение громоотвода символично, так же как в драме символична гроза. Недаром так не любит Кулигина Дикой, который обзывает его «червяком», «татарином» и «разбойником».
 
Готовность Дикого отправить изобретателя-просветителя к городничему, его по­пытки опровергнуть знания Кулигина, основываясь на самом ди­ком религиозном суеверии, — все это тоже в пьесе приобретает символическое значение. Кулигин цитирует Ломоносова и Дер­жавина, ссылается на их авторитет. Он живет в старом «домост­роевском» мире, где еще верят в предзнаменования и людей с «песьими головами», однако образ Кулигина — свидетельство того, что в «темном царстве» уже появились люди, которые мо­гут стать нравственными судьями тех, кто над ними господству­ет. Поэтому в конце драмы именно Кулигин выносит тело Кате­рины на берег и произносит полные укоризны слова.

Образы Тихона и Бориса разработаны незначительно. Доб­ролюбов в известной статье говорит, что Бориса можно скорее отнести к обстановке, чем к героям. В ремарке Борис выделя­ется только одеждой: «Все лица, кроме Бориса, одеты по-рус­ски». Это первое отличие его от жителей Калинова. Второе от­личие в том, что он учился в коммерческой академии в Москве. Но Островский сделал его племянником Дикого, а это говорит о том, что, несмотря на некоторые отличия, он принадлежит к людям «темного царства». Это подтверждает и тот факт, что он не способен бороться с этим царством.
 
Вместо того чтобы протянуть Катерине руку помощи, он советует ей покориться своей судьбе. Такой же и Тихон. Уже в списке действующих лиц о нем сказано, что он «ее сын», то есть сын Кабанихи. Он действительно скорее просто сын Кабанихи, нежели личность. У Тихона нет силы воли. Единственное желание этого челове­ка — вырваться из-под опеки матери, чтобы за весь год отгу­ляться. Тихон тоже не в состоянии помочь Катерине. И Борис и Тихон оставляют ее наедине со своими внутренними пережи­ваниями.

Если Кабаниха и Дикой принадлежат к старому укладу, Ку­лигин несет идеи просвещения, то Катерина находится на рас­путье. Выросшая и воспитанная в патриархальном духе, Кате­рина полностью следует этому образу жизни. Измена здесь считается непростительной, и, изменив мужу, Катерина видит в этом грех перед Богом. Но ее характер от природы гордый, независимый и свободный. Ее мечта летать означает вырваться на свободу из-под власти деспотичной свекрови и из душного мира дома Кабановых. В детстве она однажды, обидевшись на что-то, ушла вечером на Волгу. Такой же протест слышится и в ее словах, обращенных к Варе: «А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержат меня никакой силой. В окно выбро­шусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
 
В душе Катерины идет борьба между муками совести и стремлением к свободе. Катерина отличается и от представителей молодежи — Варвары и Кудряша. Она не уме­ет приспосабливаться к жизни, лицемерить и притворяться, как это делает Кабаниха, не умеет смотреть на мир так легко, как Варя. Островский мог бы закончить драму сценой покаяния Катерины. Но это бы значило, что «темное царство» победило. Катерина погибает, и в этом ее победа над старым миром.

По словам современников, пьеса Островского «Гроза» имела очень большое значение. В ней показаны два мира, два образа жизни — старый и новый с их представителями. Гибель глав­ной героини Катерины наводит на мысль, что новый мир побе­дит и что именно этот мир придет на смену старому.[/sms]
22 ноя 2007, 10:51
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.