Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Война 1812 года в романе Толстого «Война и мир»

Сочинение: Война 1812 года в романе Толстого «Война и мир»

Сочинение: Война 1812 года в романе Толстого «Война и мир»«Война и мир» — русская национальная эпопея. «Без лож­ной скромности, — это как "Илиада"», — говорил Толстой Горькому. С самого начала работы над романом автор интересо­вался не только частной, личной жизнью героев, но и теми ис­торическими событиями, на фоне которых разворачивается действие.

В центре этих исторических событий стояла война 1812 го­да. Она и является сюжетным стержнем «Войны и мира». Всем героям романа, как из высшего аристократического общества, так и простым крестьянам, пришлось столкнуться с войной прямо или косвенно. Именно в войне раскрывались подлинные характеры людей, выявилась их суть.

«Война и мир» начинается сценами, рисующими дворянское общество с его светскими салонами, пустыми разговорами и ба­лами. О мирной жизни героев повествуется в первых двух то­мах. За это время мы успеваем привыкнуть к персонажам, втя­нуться в их быт и даже прожить с ними целых семь лет. На­чавшаяся война с французами на первых порах не затрагивает глубин страны. Не изменился обычный распорядок жизни в Лысых Горах, куда заезжает князь Андрей, следуя в армию из Молдавии. Как и прежде живет и семья Ростовых в Москве, больше озабоченная болезнью Наташи, чем войной.
[sms]
В светских салонах все так же встречаются аристократы, разве что немно­го изменились темы разговоров. О войне говорят, но она далеко и пока никто не представляет себе всей трагичности ситуации. Идея народного ополчения вызывает у дворян опасение, что крестьяне наберутся вольного духа. «Лучше еще набор... а то вернется к вам ни солдат, ни мужик, и только один раз­врат», — так говорил один из собравшихся в Слободском двор­це дворян. У другого оратора, «которого Пьер в прежние вре­мена видал у цыган», «нехорошего игрока в карты», «патрио­тизм» проявляется в крике: «Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию».

Толстой осуждает и высмеивает этот ложный патриотизм, который проявляется только на словах. Мало озабочены войной пока и крестьяне. Народная Россия еще не поднялась, не ощу­тила грозящей нации опасности. И лишь тогда по настоящему всколыхнулась Россия, когда враг подошел к Смоленску. Автор показывает поведение в этот момент всех слоев нации, не толь­ко дворян, но и купечества, мещанства, крестьян и мастеровых. Люди взволнованы предстоящими событиями. Старый князь Болконский набирает крестьянское ополчение. Этот эпизод уси­ливает трагичность войны. Теперь уже ни один человек не мо­жет стоять в стороне.
 
Сдан Смоленск, повсюду страшные карти­ны разорения, гибель урожая. Все это происходит на фоне от­ступления войск. «Жара и засуха стояла более трех недель... Оставшиеся на корню хлеба сгорали и высыпались. Болота пе­ресохли. Скотина ревела от голода, не находя корма по сожжен­ным солнцем лугам. Шли отступающие войска, утопая в пыли. Солнце представлялось большим багровым шаром. Ветра не бы­ло, и люди задыхались в этой неподвижной атмосфере...» Тол­стой воссоздает тягостную картину отступления русской армии, которая воспринимается как народное бедствие.

Вместе с тем растет решимость выстоять и озлобление про­тив врага, В войну с французской армией вступает вся нация: от представителей дворянства до крестьян; создаются парти­занские отряды. Война приобретает новый, народный характер с момента прибытия в армию ее нового главнокомандующего. Кутузов олицетворяет в романе подлинно народную стихию и народную мудрость. Раньше судьба страны была в руках тех немецких генералов-теоретиков, которыми окружил себя Александр. Кутузов же — герой народный, национальный. Толстой показывает, с какой любовью относятся к нему про­стые солдаты и партизаны. «Говорят, всем доступен, слава бо­гу. А то с колбасниками беда! Недаром Ермолов в немцы про­сился. Теперь, авось, и русским говорить можно будет. А то черт знает что делали. Все отступали, все отступали», — гово­рит о Кутузове Васька Денисов.
 
В Кутузове, по мнению Тол­стого, воплотилось все лучшее, чисто народное. Он не только умудренный богатейшим опытом, но и и талантливый полково­дец. Он знает и понимает душу русского человека, и солдаты ему доверяют. «Спасибо» Кутузова было высшей наградой. Он знает и понимает также, что часто решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не количество пушек и людской силы, а неуловимая сила, называемая боевым ду­хом. И он умеет создать боевой дух у солдат, умеет поддер­жать кого ласковым словом, кого взглядом, кого направить на путь истинный строгостью.

Через войну прошли все герои романа, она нашла отраже­ние в судьбе каждого из них. Общение Пьера с русскими сол- датами рождает в нем желание «войти в эту жизнь, всем суще­ством пропитаться тем, что делает их такими». В войне про­явил себя как подлинный патриот Андрей Болконский, кото­рый, осознавая, что родина в опасности, сделал все, что мог, для ее защиты.

Толстой ярко рисует сцены боя в романе. Он не прикраши­вает войну, показывает все ее ужасы, всю боль и кровь. Боро­дино сломило французов. В упорнейшей битве русские не толь­ко выстояли, но и совершенно измотали французское войско. Надо добавить, что превосходство в человеческой силе было на стороне французов.

Кутузов, заступая на пост главнокомандующего, грозил французам: «Они будут у меня конину жрать!» И действитель­но, они, когда у них животы подвело от голода, жрали не только конину, но и падаль, кутались, спасаясь от холода, в тряпье и в конце концов с позором бежали из Москвы.

«Все торжествовало победу, все кипело жизнью в разорен­ной и ожившей столице». Но победа досталась дорогой ценой. Лучшие люди за спасение отечества заплатили своей жизнью. Толстой показывает, что война стала историческим рубежом в развитии русского общества. Со смертью старого князя Бол­конского отходит в прошлое екатерининская эпоха. Разорение Ростовых и смерть графа Ильи Андреевича знаменуют конец и старого патриархального быта. [/sms]
22 ноя 2007, 15:01
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.