Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Сочинение: Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»

Сочинение: Духовные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир»Эпопея «Война и мир» выросла из замысла Толстого напи­сать роман «Декабристы». Толстой начинал писать свое произ­ведение, оставлял его, снова возвращался к нему, пока в цент­ре его внимания не оказалась Великая французская револю­ция, тема которой звучит с первых страниц романа, и Отечественная война 1812 года. Замысел написания книги о декабристе поглотился более широким замыслом — Толстой принялся писать о мире, потрясенном войной. Так получился роман-эпопея, где в историческом масштабе показан подвиг русского народа в войне 1812 года.
 
В то же время «Война и мир» — это и «семейная хроника», показывающая дворян­ское общество, представленное несколькими поколениями. И, наконец, в ней описана жизнь молодого дворянина, его взгляды и духовное становление. Многими из тех черт, которыми, по мнению автора, должен обладать декабрист, Толстой наде­лил Андрея Болконского.

В романе показана вся жизнь князя Андрея. Наверное, каждый человек однажды в жизни задумывается над вопроса­ми: «Кто я? Зачем живу? Во имя чего я живу?» На эти и мно­гие другие вопросы пытается ответить герой Толстого на стра­ницах романа. Автор с симпатией относится к молодому князю Болконскому. Это подтверждает тот факт, что Толстой наде­лил князя Андрея многими своими взглядами и убеждениями. Поэтому Болконский является как бы проводником идей само­го автора.

Мы знакомимся с Андреем Болконским в салоне Анны Ше-рер. Уже тогда мы видим, что это неординарная личность.
[sms]
Князь Андрей хорош собой, он безупречно и модно одет. Он прекрасно владеет французским языком, что в то время счита­лось признаком образованности и культуры. Даже фамилию Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Князь Андрей — светский человек. В этом смысле он подвержен всем влияниям моды не только в одежде, но и в по­ведении и стиле жизни. Толстой обращает наше внимание на его медленный, тихий, старческий шаг и скуку во взгляде. На его лице мы читаем превосходство и самоуверенность.
 
Ок­ружающих он считает ниже себя, а значит и хуже, отсюда и скука. Вскоре мы понимаем, что все это наносное. Увидев в салоне Пьера, князь Андрей преображается. Он рад старому другу и не скрывает этого. Улыбка князя становится «неожи­данно доброю и приятною». Несмотря на то что Пьер моложе Андрея, разговаривают они на равных, и беседа доставляет удовольствие обоим. К моменту нашей встречи с ним Андрей — уже полностью сформированная личность, но ему еще выпадет много испытаний в жизни. Князю Андрею предстоит пройти че­рез войну, ранение, любовь, медленное умирание, и все это вре­мя князь будет познавать самого себя, искать тот «момент исти­ны», через который ему откроется правда жизни.

А пока Андрей Болконский ищет славы. Именно в погоне за славой он и отправляется на войну 1805 года. Андрей жаждет стать героем. В своих мечтах он видит, как армия попадает в опасное положение и он в одиночку ее спасает. Кумиром кня­зя, предметом его поклонения является Наполеон. Надо ска­зать, что многие молодые люди того времени увлекались лич­ностью Наполеона. Андрей хо ;ет быть на него похожим и пы­тается во всем ему подражать. В таком приподнятом настроении молодой Болконский и отправляется на войну. Мы видим князя Андрея в Аустерлицком сражении. Он бежит впе­реди атакующих солдат со знаменем в руках, потом падает, по­лучив ранение.
 
Первое, что видит Андрей после падения — это небо. Высокое, бесконечное небо, по которому бегут облака. Оно так зовет, манит, завораживает своим величием, что князь Андрей даже удивляется, открыв его для себя впервые. «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», — думает Андрей. Но в этот момент князю открывается еще одна истина. Все то, к чему он стре­мился, ради чего жил, теперь кажется пустяком, не заслужи­вающим внимания. Ему уже не интересна политическая жизнь, к которой он стремился, не нужна и военная карьера, которой он совсем недавно хотел целиком посвятить себя. Его недавний кумир Наполеон кажется маленьким и ничтожным.
 
Князь Анд­рей начинает переосмысливать жизнь. Его мысли возвращают­ся в родной дом в Лысых Горах, где остались отец, жена, сест­ра и еще не родившийся ребенок. Война оказалась совсем не такой, какой ее представлял себе Андрей. Упоенный жаждой славы, он идеализировал военную жизнь. На самом деле ему пришлось столкнуться со смертью и кровью. Ожесточенные схватки, озлобленные лица людей показали ему настоящий об­лик войны. Все его мечты о военных подвигах теперь кажутся ему детской игрой.

Князь Андрей возвращается домой. Но дома ждет его еще один удар — смерть жены. В свое время князь Андрей не­сколько охладел к ней, и теперь он читает в ее глазах боль и упрек. После смерти жены князь замыкается в себе, даже маленький сын не приносит ему радости. Чтобы как-то себя занять, он вводит новшества в своей деревне. Духовное состоя­ние князя Болконского, его подавленность и разочарование ви­дит Пьер. «Его поразила произошедшая перемена в князе Анд­рее. Слова были ласковы, улыбка была на губах и лице... но взгляд был потухший, мертвый...»
 
Пьер пробует возвратить Андрея к жизни. Правда, с момента их последней встречи про­шло много времени и друзья несколько отдалились друг от друга. Тем не менее разговор в Богучарове заставил Болкон­ского задуматься над словами Пьера «...ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достиже­нию их», «надо жить, надо любить, надо верить». Несмотря на то что князю Андрею тогда показались спорными эти высказы­вания, он осознает правоту Пьера. С этого момента начинается возрождение Андрея к жизни.

По дороге в Отрадное князь Болконский видит огромный дуб «с обломанными... суками и с обломанной корой, заросшей ста­рыми болячками», который «старым, сердитым и презритель­ным уродом стоял между улыбающимися березами». Дуб явля­ется символом душевного состояния Андрея. Это дерево как будто говорит, что на земле нет ни весны, ни счастья, остался только обман. И князь Андрей соглашается с дубом: «...да, он прав, тысячу раз прав этот дуб... пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена!»

В Отрадном князь увидел Наташу. Эта маленькая девочка была полна счастья, энергии, жизнерадостности. «И дела ей нет до моего существования!» — подумал князь Андрей. Но он уже бросает вызов судьбе. Он понимает, что нельзя себя хоронить заживо в деревне, надо только уметь жить, радоваться жизни так, как это делает Наташа. И символичный дуб «весь преобра­женный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца». Наташа в один миг изменила жизнь Андрея, заставила его очнуться от спячки и вновь поверить в любовь. Андрей говорит: «Мало того... что есть во мне, надо, чтоб и все знали это... чтобы не для одного меня шла моя жизнь... чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мной вместе».

Но пока Болконский оставляет Наташу и уезжает в Петер­бург. Там он знакомится с передовыми людьми своего времени, участвует в составлении преобразовательных проектов, словом, окунается в политическую жизнь страны. В Петербурге он про­водит времени больше, чем предполагал вначале, и, возвратив­шись, Андрей узнает, что Наташа изменила ему, увлекшись Анатолем Курагиным. Болконский любит Наташу, но он слиш­ком горд и высокомерен, чтобы простить ей измену. Поэтому они вынуждены расстаться, имея каждый в своей душе неза­живающую рану.

Князь Андрей еще раз встречается с Пьером. Теперь уже перед самым Бородинским сражением. Пьер чувствует, что Ан­дрею не суждено жить, кажется, понимает это и Андрей. В Бо­родинском сражении Болконский снова получает ранение. Те­перь он тянется к земле. Он завидует траве, цветам, а не гор­дым, властным облакам. У него и самого теперь ничего не осталось от той гордости, которая заставила его расстаться с Наташей. Впервые князь Андрей думает не о себе, а о других. Именно теперь ему открывается та истина, о которой говорил ему Пьер. Он прощает Наташу. Более того, он прощает и Анатоля.
 
Уже на грани смерти Андрей осознает, что ему «откры­лось новое счастье, неотъемлемое от человека... счастье, нахо­дящееся вне материальных сил, вне материальных влияний на человека, счастье одной души, счастье любви! Понять его мо­жет всякий человек, но сознать и предписать его мог только один Бог». Андрей еще раз встречает Наташу. Минуты, прове­денные с ней, оказываются для Андрея самыми счастливыми. Наташа еще раз возвращает его к жизни. Но жить ему остава­лось, увы, очень недолго. «Князь Андрей умер. Но в то же мгно­вение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собой усилие, про­снулся». С этой минуты «началось для князя Андрея вместе с пробуждением от сна — пробуждение от жизни».

Таким образом, в романе показаны два понятия о счастье князя Андрея. Сначала Андрей считает, что жить надо для се­бя, что каждый человек должен жить по-своему. В жизни есть два несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастлив чело­век только тогда, когда отсутствуют эти несчастья. И только в конце жизни Андрей осознал истинное счастье — жить для других.[/sms]
22 ноя 2007, 15:33
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.