Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова

Сочинение: Обличение пошлости в рассказах А. П. Чехова

Сочинение: Обличение пошлости в рассказах А. П. ЧеховаПрекрасный, благородный человек, Антон Павлович Чехов мечтал о том, чтобы люди были красивы, счастливы и свобод­ны. Он говорил: «В человеке все должно быть прекрасно: и ли­цо, и одежда, и душа, и мысли». Во имя любви к человеку он высмеивал обывательщину, пошлость, мещанство — все то, что уродует душу. Горький говорил о Чехове: «Его врагом была по­шлость, и он всю жизнь боролся с ней».

Страшным пороком считал Чехов самоунижение, лакейство, угодничество. В ряде рассказов писатель беспощадно высмеи­вал чинопочитание, рабскую психологию людей. В «Смерти чи­новника» Чехов рассказывает о маленьком чиновнике Червякове, который, сидя в театре и случайно чихнув, обрызгал стат­ского советника. Сама фамилия говорит о сущности этого героя. Он извивается как червяк перед вышестоящим чином и после неоднократных извинений, так и не успокоившись, ужасно пе­реживая, умирает.

Другой рассказ — «Толстый и тонкий». На вокзале случайно встретились два приятеля: один толстый другой тонкий. Они оба поначалу рады встрече, обнимаются. Но когда тонкий вдруг уз­нает, что его приятель дослужился до тайного советника, он бледнеет, конфузится и начинает вести себя по-другому: «На лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило».
[sms]
Люди подобного типа отыгрываются на нижестоящих. Имен­но такого героя Чехов изобразил в рассказе «Хамелеон». В ходе повествования полицейский Очумелов, выяснявший, кому при­надлежала собака, укусившая человека, постоянно меняет ма­неру поведения в зависимости от того, кого из хозяев собаки называли в толпе. Если это было высокопоставленное лицо, ге­рой готов был «ходить на задних лапках» и заискивать перед собачкой. Когда же называли человека низкого чина, Очумелов вел себя грубо, по-хозяйски.

Часто героями рассказов Чехова являются врачи. Герой рассказа «Палата № 6» доктор Рагин заведует больницей, пре­красно зная, что условия в ней невыносимые: здесь царит анти­санитария, больных плохо кормят, бьют. Больница похожа на тюрьму. Но Рагин не реагирует на то, что делается в больнице, оправдываясь тем, что изменить жизнь нельзя. Он убеждает себя, что человек должен страдать. Эта философия примире­ния приводит героя к тому, что он отходит от житейских забот, примиряется со злом и сам начинает его совершать. Такую пси­хологию примирения Чехов тоже называл пошлостью.

В «Палате № 6» писатель рассказывает об уже сложив­шейся личности, а падение человека, постепенную его дегра­дацию Чехов отразил в рассказе «Ионыч». Это история о том, как человек постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Герой рассказа Дмитрий Ионыч Старцев — молодой врач, полный энергии и сил, увлеченный работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени, интересующийся литературой и искусством. Он чув­ствует себя одиноко среди обывателей, ему не о чем с ними разговаривать.

Но постепенно Старцев привыкает к скучной обывательской среде, и его уже по-родственному зовут «Ионыч». Герой мирит­ся с окружением и превращаете: в сытого, важного, равнодуш­ного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с удовольствием считает деньги. За че­тыре года душа Старцева очерствела, а работа превратилась в средство приобретения капитала.

Чехов стремится вскрыть причины, порождающие пош­лость. Прежде всего, это сама социальная действительность. На службе было принято беспрекословное подчинение, что по­рождало страх, поклонение, самоуничижение. Другая причина, порождающая пошлость, — общественная среда. В рассказе «Ионыч» видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева. В городе была библиотека, которую никто не посе­щал. Когда Старцев говорил о честном труде, его не понимали и обижались на него. Единственно «интересной и образован­ной» семьей в городе считалось семейство Туркинъгх, но, узнав членов семьи, читающий сразу понимает, что они скучны и бездарны. Вокруг Старцева царила мещанская сытость, рав­нодушие, спокойная, праздная жизнь. Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупо­го, скучного человека.

Но Чехов считал, что многое можно изменить, что человек способен противостоять влиянию среды. Таков доктор Дымов из рассказа «Попрыгунья». Праздная, пустая жизнь, которую ведет его жена, не засосала его потому, что он самоотверженно предан своему делу, он весь в работе, которую очень любит. Он даже умирает, спасая больного ребенка. Надя в рассказе «Не- веста» нашла в себе силы вырваться из болота обывательской, «футлярной» жизни и уехать учиться в столицу.

Таким образом, Чехов считает, что винить одну лишь среду нельзя, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, вы­сокие стремления не реализованы, значит, у человека не было внутренней потребности и твердых убеждений.

Чехов считал, что жизненная цель должна быть высокая, а если она ничтожна, то человек становится маленьким. Таков герой рассказа «Крыжовник», целью жизни которого было раз­богатеть, приобрести «маленькую усадебку» и посадить в ней крыжовник. К концу жизни его мечта осуществилась, и он пре­вратился в оскотинившегося человека, тупого, жирного обыва­теля. Устами брата героя этого рассказа Чехов говорит, что че­ловеку нужны не три аршина земли, а весь земной шар, чтобы он мог применить свою силу, бодрость, молодость: «Пока моло­ды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!..»

Чехов был убежден, что труд направляет, облагораживает человека. Кроме этого, писатель считал важным для людей способность чувствовать, любить. Любовь убивает пошлость. Благородная цель, труд и любовь — вот то, что может по­бедить пошлость. К этому и призывал Чехов в своих произве­дениях.[/sms]
22 ноя 2007, 16:08
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.