Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Особенности реализма И. А. Бунина

Сочинение: Особенности реализма И. А. Бунина

Сочинение: Особенности реализма И. А. БунинаДля творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм его, одна­ко, отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. По его мнению, высшим судьей является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необы­чайно сильно исповедальное начало («Антоновские яблоки»). За­частую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу — так по­является рассказ-портрет («Лирник Родион»).

Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых рас­ширено эпическое, романтическое начало, когда в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя («Чаша жизни»). Бунин — фаталист, иррационалист, его произведениям присущи пафос трагичности и скептицизм, что перекликается с концепцией мо­дернистов о трагедийности человеческой страсти. Как и у симво­листов, на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви, смерти и природы. Космический колорит произве­дений сближает его творчество с буддистскими идеями.
[sms]
Любовь у Бунина трагична. Мгновения любви, по Бунину, являются вершиной жизни человека. Только полюбив, человек по-настоящему может почувствовать другого человека, только чувство оправдывает высокую требовательность к себе и к сво­ему ближнему, только любящий способен преодолеть природ­ный эгоизм. Состояние любви не бесплодно для героев Бунина, оно возвышает души. Одним из примеров необычной трактовки темы любви служит рассказ «Сны Чанга» (1916).

Рассказ написан в форме воспоминаний собаки. Пес чувст­вует внутреннее опустошение капитана, своего хозяина. В рас­сказе появляется образ «дальних работящих людей» (немцев). Исходя из сравнения с их образом жизни, писатель скептичес­ки говорит о возможных путях человеческого счастья: трудить­ся, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни; бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда существует возможность измены; путь веч­ной жажды, поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже нет счастья. Реальности в рассказе противостоит собачья верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы. Моменты счастья выдвинуты на первый план. Чанг несет в себе идею верности и признательности. Это, по мысли писателя, и есть смысл жизни, который ищет человек.

В лирическом герое Бунина силен страх смерти, однако пе­ред лицом кончины многие чувствуют внутреннее духовное просветление, примиряются, не желают тревожить своей смер­тью близких («Сверчок», «Худая трава»).

Для Бунина характерен особый способ изображения явле­ний мира и духовных переживаний человека путем контраст­ного сопоставления их друг с другом. Так, в рассказе «Анто­новские яблоки» восхищение щедростью и совершенством природы соседствует с печалью по поводу умирания дворян­ских усадеб.

Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в пат­риархальном прошлом с его старосветским благополучием. За­пустение и вырождение дворянских гнезд, нравственное и ду­ховное оскудение их хозяев вызывают у Бунина чувство грусти и сожаления об ушедшей гармонии патриархального мира, об исчезновении целых сословий («Антоновские яблоки»). Во многих рассказах 1890—1900 годов появляются образы «но­вых» людей. Эти рассказы проникнуты предчувствием близких тревожных перемен.

В начале 1900-х годов лирический стиль ранней прозы Бу­нина меняется. В рассказе «Деревня» (1911) отражены драма­тические раздумья писателя о России, о ее будущем, о судьбах народа, о русском характере. Бунин обнаруживает пессимис­тический взгляд на перспективы народной жизни. Рассказ «Суходол» поднимает тему обреченности дворянского усадеб­ного мира, становясь летописью медленного трагического уми­рания русского дворянства. И на любви, и на ненависти героев «Суходола» лежит печать тлена,> ущербности — все говорит о закономерности конца.
 
Смерть старого Хрущева, убитого сво­им незаконным сыном, трагическая гибель Петра Петровича предопределены самой судьбой. Нет предела косности сухо-дольского быта, где все живут лишь воспоминаниями о про­шлом. Заключительная картина церковного кладбища, «поте­рянных» могил символизирует потерю целого сословия. В «Су­ходоле» Бунин неоднократно проводит мысль о том, что души русского дворянина и мужика очень близки, что различия сво­дятся лишь к материальной стороне.

Бунин-прозаик не примыкал ни к каким модным литератур­ным течениям или группировкам, по его выражению, «не выки­дывал никаких знамен» и не провозглашал никаких лозунгов. Критика отмечала достоинства языка Бунина, его искусство «поднимать в мир поэзии будничные явления жизни». «Низ­ких» тем для писателя не существовало. Рецензент журнала «Вестник Европы» писал: «В отношении живописной точности г. Бунин не имеет соперников среди русских поэтов». Чувство Родины, языка, истории у него было огромно. Одним из источ­ников его творчества была народная речь. Прозу Бунина мно­гие критики сравнивали с произведениями Толстого и Достоев­ского, отмечая при этом, что в реализм прошлого века он при­внес новые черты и новые краски, обогатив его чертами импрессионизма.[/sms]
23 ноя 2007, 08:23
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.