Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 19 века » Сочинение: Лирический герой в поэзии А. А. Блока

Сочинение: Лирический герой в поэзии А. А. Блока

Сочинение: Лирический герой в поэзии А. А. БлокаИмя А. А. Блока тесно связано с символизмом. Это литера­турное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и XX веков, обогатившись достижениями русской стихо­творной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают в нем особое место.

Своеобразие поэта во многом уже проявилось в первые годы его творчества. Характерно в этом отношении стихотворение «Фабрика». С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. В стихотво­рении три главных образа: собравшиеся у ворот люди, «не­движный кто-то, черный кто-то», считающий пришедших, и, наконец, лирический герой, говорящий: «Я вижу все с моей вершины...» Быть на вершине — это как бы исходная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим ли­рическим героем к реализму.
[sms]
Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрас­ной Дамы. Его раскрытию и постижению поэт посвятил целую книгу. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта. Этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта. Поэт преклоняется пе­ред идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыца­рем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...», поводом для создания которого стала встреча в Исаакиевском соборе Блока с Л. Д. Менделее­вой, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это «чистейшей прелести чистейший образец». Лирический герой этого периода творче­ства- Блока — романтик, для которого любовь является выс­шей ценностью.

Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, — «Незнакомка». Тема этого стихотворения может быть выражена следующей фразой: иде­ал, потребность красоты приходит в соприкосновение с оттал­кивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Пер­вая часть пронизана настроением ожидания «друга единствен­ного» — мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней — трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происхо­дящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появ­ление Незнакомки во второй части на время преображает дей­ствительность для героя, что в художественном плане выра­жается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же — возврат в реальный мир, невозможность спрятать­ся в забытьи. Единственное возможное — продлевать его: «Ты право, пьяное чудовище, Я знаю — истина в вине». В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока.

Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме «Соло­вьиный сад». Основа сюжета этого произведения — неизбеж­ность возврата лирического героя из мира сладких грез и люб­ви в реальность. Герой обретает новый, общечеловеческий ста­тус. Так, многие образы поэмы имеют библейские корни. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Хо­зяйка сада — это Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться, В по­эме решаются философские проблемы: выбора жизненного пу­ти, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.

Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе». Это стихотворение автобиографично. Незадолго до написания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом.

В каждом стихотворении образ героя несет не только кон­кретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестни­ком общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реаль­ного и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.[/sms]
24 ноя 2007, 13:32
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.